Развитие психики у животных проходит 3 стадии:
1. Элементарной чувствительности - животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).
2. Предметного восприятия - отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
3. Интеллекта - характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, изобретать новые способы решения, требующих предварительных подготовительных действий.
Психика человека - характеризуется появлением сознания, разума, когда в процессе исторического развития общества человек (Homo sapiens – человек разумный) изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития.
|
|
Единство высших психических функций образует сознание человека.
1.8. Деятельность
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Теория деятельности в отечественной психологии разрабатывалась Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.В. Запорожцем, П.Я Гальпериным.
1.8.1. Основные понятия деятельности.
Импульсивное поведение – активность без осознаваемой цели, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей.
Действие – процесс, направленный на реализацию цели.
Потребность – исходная форма активности живых организмов.
Мотив – осознания потребность.
1.8.2. Структура действия.
.
Цель – образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.
Мотив (от лат. moveo – двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Способ - действие или система действий, применяемые при выполнение какой-нибудь работы.
Результат - конечный итог, завершающий собой что-нибудь[9].
1.8.3. Виды действий.
1.7.3.1. Сенсорные - действия по восприятию объекта).
1.7.3.2. Моторные - двигательные действия.
1.7.3.3. Волевые.
1.7.3.4. Мыслительные.
1.7.3.5. Мнемические - действия памяти.
|
|
1.7.3.6. Внешние предметные - направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира.
1.7.3.7. Умственные - выполняемые во внутреннем плане сознания.
1.8.4. Особенности действий.
1. Действие включается в качестве необходимого компонента акта сознания в виде постановки и утверждения цели.
2. Действие это одновременно и акт поведения, т.е. неразрывное единство сознания и поведения.
3. Деятельность – активный, целенаправленный процесс.
4. Действия человека предметны, они реализуют социальные, производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
1.8.5. Виды деятельности
Выделяют следующие основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.
1. Общение - процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга;
2. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей
3. Учение – освоение обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Основная цель учения подготовка к будущей самостоятельной жизни.
4. Труд - целесообразная, материальная и нематериальная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества
1.8.6. Особенности деятельности
- Особенность деятельности - совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.
- Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата, который должен быть, достигнут в ходе выполнения действия.
- Операция – способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Условия – внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства самого действующего субъекта.
- Психофизиологические функции – физиологические обеспечения психических процессов. К ним относят способность к ощущению, образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность, а также относят врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те которые созревают в течение первых месяцев жизни.
Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность.
Виды мотивов следующие:
- органические,
- материальные,
- социальные,
- духовные.
Цель – это продукт деятельности.
Виды целей:
- реальный физический предмет,
- знания,
- умения и навыки,
- результат творчества (произведение искусства, мысль, теория).
Предмет – то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности. Например, для летчика – самолет, повара – пищевые продукты, предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.
Средства – те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности.
1.8.7. Основные характеристики деятельности:
Предметность - проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со значением, фиксированным в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах.
Субъектность - значит быть носителем идеи Я, выражается в таких аспектах, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами, определяющими направленность и избирательность личности.
Продуктивность - то есть ее результатом являются какие-либо преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке.
1.8.8. Деятельность и поведение.
Деятельность – вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления потребностей и мотивов.
|
|
Поведение – комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды; внешнее проявление психической активности.
1.8.8.1. Различия деятельности и поведения.
Поведение | Деятельность |
Не всегда является целенаправленным | Всегда целенаправленна |
Не предполагает создание определенного продукта | Направлена на создание некоторого продукта |
Носит пассивный характер | активна |
Спонтанна хаотична | Организована, систематична |
1.8.8.2. Различия деятельности человека и активности животных.
№ п\п | Деятельность человека | Активность животных |
Носит продуктивный, творческий созидательный характер. | Имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой не производит и не создает. | |
2. | Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются в качестве: 1) инструментов, 2) предметов удовлетворения потребностей, 3) средств собственного развития. | Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. |
3. | Преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. | Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. |
4. | Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории | Выступает как результат их биологической эволюции |
5. | Предметная деятельность людей с рождения не дана, она задана в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов, ее необходимо формировать и развивать в процессе обучения и воспитания | Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма. |
1.9. Особенности высшей нервной деятельности.
Нервная система делится на:
Центральную – мозг головной и спинной.
Периферическую – нервы (пучки волокон)
Опосредствованная реакция организма на раздражитель – рефлекс.
1.9.1. Виды рефлексов
|
|
Безусловные – постоянные стереотипные врождённые реакции организма возникающие непроизвольно, если на организм действует раздражитель;
Условные – индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно-рефлекторным актом.
1.9.2. Этапы рефлекса.
1.9.2.1. Возбуждение внешним раздражителем, идущих от чувств в мозг (афферентная система);
1.9.2.2. Переработка поступившего возбуждения;
1.9.2.3. «Приказ» в виде импульса, посылаемого из мозга в мышцы, выполняющие движение (рефлекторная система);
1.9.2.4. Сигнал о результате действия, используется принцип обратной связи, позволяющий оценить полученный результат и скорректировать реакцию организма.
1.9.3. Процессы, протекающие в нервной системе.