Основные этапы развития психики

Развитие психики у животных проходит 3 стадии:

1. Элементарной чувствительности - животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).

2. Предметного восприятия - отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3. Интеллекта - характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, изобретать новые способы решения, требующих предварительных подготовительных действий.

Психика человека - характеризуется появлением сознания, разума, когда в процессе исторического развития общества человек (Homo sapiens – человек разумный) изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития.

Единство высших психических функций образует сознание человека.

1.8. Деятельность

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Теория деятельности в отечественной психологии разрабатывалась Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.В. Запорожцем, П.Я Гальпериным.

1.8.1. Основные понятия деятельности.

Импульсивное поведение – активность без осознаваемой цели, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей.

Действие – процесс, направленный на реализацию цели.

Потребность – исходная форма активности живых организмов.

Мотив – осознания потребность.

1.8.2. Структура действия.

.

Цель – образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Мотив (от лат. moveo – двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Способ - действие или система действий, применяемые при выполнение какой-нибудь работы.

Результат - конечный итог, завершающий собой что-нибудь[9].

1.8.3. Виды действий.

1.7.3.1. Сенсорные - действия по восприятию объекта).

1.7.3.2. Моторные - двигательные действия.

1.7.3.3. Волевые.

1.7.3.4. Мыслительные.

1.7.3.5. Мнемические - действия памяти.

1.7.3.6. Внешние предметные - направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира.

1.7.3.7. Умственные - выполняемые во внутреннем плане сознания.

1.8.4. Особенности действий.

1. Действие включается в качестве необходимого компонента акта сознания в виде постановки и утверждения цели.

2. Действие это одновременно и акт поведения, т.е. неразрывное единство сознания и поведения.

3. Деятельность – активный, целенаправленный процесс.

4. Действия человека предметны, они реализуют социальные, производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

1.8.5. Виды деятельности

Выделяют следующие основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.

1. Общение - процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга;

2. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей

3. Учение освоение обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Основная цель учения подготовка к будущей самостоятельной жизни.

4. Труд - целесообразная, материальная и нематериальная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества

1.8.6. Особенности деятельности

- Особенность деятельности - совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.

- Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата, который должен быть, достигнут в ходе выполнения действия.

- Операция – способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Условия внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства самого действующего субъекта.

- Психофизиологические функции физиологические обеспечения психических процессов. К ним относят способность к ощущению, образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность, а также относят врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те которые созревают в течение первых месяцев жизни.

Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность.

Виды мотивов следующие:

- органические,

- материальные,

- социальные,

- духовные.

Цель – это продукт деятельности.

Виды целей:

- реальный физический предмет,

- знания,

- умения и навыки,

- результат творчества (произведение искусства, мысль, теория).

Предмет – то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности. Например, для летчика – самолет, повара – пищевые продукты, предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.

Средства – те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности.

1.8.7. Основные характеристики деятельности:

Предметность - проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со значением, фиксированным в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах.

Субъектность - значит быть носителем идеи Я, выражается в таких аспектах, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами, определяющими направленность и избирательность личности.

Продуктивность - то есть ее результатом являются какие-либо преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке.

1.8.8. Деятельность и поведение.

Деятельность – вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления потребностей и мотивов.

Поведение – комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды; внешнее проявление психической активности.

1.8.8.1. Различия деятельности и поведения.

Поведение Деятельность
Не всегда является целенаправленным Всегда целенаправленна
Не предполагает создание определенного продукта Направлена на создание некоторого продукта
Носит пассивный характер активна
Спонтанна хаотична Организована, систематична

1.8.8.2. Различия деятельности человека и активности животных.

№ п\п Деятельность человека Активность животных
  Носит продуктивный, творческий созидательный характер. Имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой не производит и не создает.
2. Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются в качестве: 1) инструментов, 2) предметов удовлетворения потребностей, 3) средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории Выступает как результат их биологической эволюции
5. Предметная деятельность людей с рождения не дана, она задана в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов, ее необходимо формировать и развивать в процессе обучения и воспитания Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

1.9. Особенности высшей нервной деятельности.

Нервная система делится на:

Центральную – мозг головной и спинной.

Периферическую – нервы (пучки волокон)

Опосредствованная реакция организма на раздражитель – рефлекс.

1.9.1. Виды рефлексов

Безусловные – постоянные стереотипные врождённые реакции организма возникающие непроизвольно, если на организм действует раздражитель;

Условные – индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно-рефлекторным актом.

1.9.2. Этапы рефлекса.

1.9.2.1. Возбуждение внешним раздражителем, идущих от чувств в мозг (афферентная система);

1.9.2.2. Переработка поступившего возбуждения;

1.9.2.3. «Приказ» в виде импульса, посылаемого из мозга в мышцы, выполняющие движение (рефлекторная система);

1.9.2.4. Сигнал о результате действия, используется принцип обратной связи, позволяющий оценить полученный результат и скорректировать реакцию организма.

1.9.3. Процессы, протекающие в нервной системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: