В структуру психики включают: психические процессы, психические состояния, психические свойства, психические образования человека.
Психические процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции, вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями идущими от внутренней среды организма.
Психические процессы подразделяются:
- познавательные – к ним относятся ощущения, восприятия, мышление, память воображение, речь;
- эмоциональные – низшие и высшие (чувства) эмоции, аффект, настроение, фрустрация, стресс;
- волевые – потребности, мотивы, установки.
Психические процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности, протекают с различной быстротой, интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Психическое состояние – временный уровень работоспособности, отражающий биологические потенциалы человека и придающий его деятельности своеобразный качественный фон; относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности, возникающий под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
|
|
Виды состояний:
1. Общее психическое состояние.
1.1 Сосредоточенность – рассеянность.
1.3. Интерес – апатия.
1.4. Активность – пассивность.
1.5. Бодрость – усталость.
1.6. Стресс – расслабленность.
2. Эмоциональное состояние (настроение).
2.1. Жизнерадостное,
2.2. Восторженное,
2.3. Грустное,
2.4. Печальное,
2.5. Гневное,
2.6. Раздражительное.
3. Т ворческое состояние (вдохновение).
4. Фрустрация.
5. Аффект.
Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Классификация психических свойств (на основе структурной организации)
2.1. Жизненная позиция личности (направленность) - систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека;
2.2. Темперамент - систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности;
2.3. Способности - систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;
2.4. Характер - систему отношений и способов поведения.
Психические образования человека - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.
|
|
- Знания - совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, в результате изучения проблем, самообразования и жизненного опыта.
- Умения (от ум) - освоенный способ выполнения действия, позволяющий выполнять некое действие по определенным правилам, но это действие еще не достигло автоматизированности.
- Навыки - способ действия, сформированный путем повторения и доведенный до автоматизма.
- Привычки - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности;
- Установки - неосознанное психологическое состояние, базирующееся на его предшествующем опыте, проявляющееся в предрасположенности к определенной активности в ситуации.
- Взгляды - мнения, суждения, оценка кого-либо, чего-либо.
- Убеждения - представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности.
Содержательными компонентами психики являются:
- профессиональные,
- нравственные,
- политические,
- эстетические,
- правовые,
- экологические и другие знания,
- взгляды,
- убеждения,
- позиции,
- отношения.
Уровни психического отражения:
- досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);
- сознательный;
- послесознательный, надсознательный (автоматизмы, установки).