Теории памяти.
По характеру психической активности преобладающей в деятельности.
По времени формирования
Генетическая (наследственная) - хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Включает инстинкты и почти не зависит от условий жизнидеятельности человека. В генах
Прижизненная- в коре головного мозга.
Двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
Эмоциональная – запоминание воспроизведения эмоций.
Образная – осуществляетперевод информации в образы, представления, картины, графики, схемы,
Кинестетическая – память на запахи, вкус продуктов.
Словесно-логическая - запоминание и воспроизведение наших мыслей, возникающих у нас в процессе обдумывания, размышления. Например, помним[YUN5] содержание прочитанной книги, разговор с друзьями.
Рис. Виды памяти (П.П. Блонский).
1. Ассоциативная теория (Г. Эббенгауз, Г. Мюллер и др.). Память сложная система кратковременных и долговременных устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту и пр.
2. Гештальт-теория – целостная организация первичных элементов (гештальтов) определяет память. При запоминании материала и его воспроизведения гештальт обычно выступает в виде целостной структуры.
3. Смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер). В этой теории за основу запоминания и воспроизведения материала берется его смысловое содержание.
4. Информационно-кибернетическая – исходящая из технического и алгоритмического моделирования процессов памяти.
5. В рамках теории деятельности. Память особый вид психологической деятельности, основная цель которого – запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации (Алексей Николаевич Леонтьев (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) Пётр Иванович Зинченко (12 июля 1903, Николаевск, ныне Волгоградской обл., - 17 февраля 1969, Харьков)).
2.5.4. Характеристики памяти.
1. Скоростью запоминания –время необходимое для запоминания количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти.
2. Скоростью забывания - время стирания не используемой информации.
3. Объем памяти – количество запомненных единиц информации.
4. Длительность памяти – время удержания в памяти необходимой информации.
5. Быстрота – скорость запоминания информации. [YUN6]
6. Точность – количество единиц безошибочно воспроизведенной информации[YUN7].
К процессам памяти относятся:
2.5.2.1. Запоминание (запечатление) см. ниже.
2.5.2.2. Сохранение – см. ниже
2.5.2.3. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала.
2.5.2.4. Узнавание – появление чувства знакомства, при повторном восприятии материала.
2.5.2.5. З абывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.
2.5.5.1. Запоминание.
Запоминание (запечатление) – процесс закрепления нового, путем связывания с приобретенным ранее.
2.5.2.1.1. Виды запоминания.
2.5.2.1.1.1.Непреднамеренное – запечатление без специальной цели и без использования специальных приемов. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение.
2.5.2.1.1.2.Преднамеренное – характеризуется целью и использованием специальных приемов. В процессе обучения это запоминание принимает форм заучивания (многократное повторение материала до полного и безошибочного запоминания).
2.5.2.1.1.3.Механическое – основанное на многократном повторении материала. Основывается на единичных временных связях, которые отражают лишь последовательность явлений.
2.5.2.1.1.4.Осмысленное – раскрытие в материале существенных связей и отношений. Оно основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, которые отражают наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.
2.5.2.1.2. Советы для использования осмысленного запоминания.
2.5.2.1.2.1. Прочитать весь материал.
2.5.2.1.2.2. Выделить основные части.
2.5.2.1.2.3. Установить связь между частями.
2.5.2.1.2.4. Отдельным разделам дать название.
2.5.2.1.2.5. Сформулировать содержание в виде тезисов.
2.5.2.1.3. Повторение.
Важным условием эффективного запоминания является повторение. Многократное повторение, если оно осуществляется подряд и однообразно, ведет к торможению в нервных клетках. Успех повторения зависит от правильной организации.
2.5.2.1.3.1. Правила организации повторений
1. Разнообразие – использование концентрированных и распределенных повторений.
2. Сравнение прежнего материала с новым.
3. Чередование разных способов восприятия материала пи повторении.
4. Первые воспроизведения отличаются большой прочностью, поэтому они должны быть безошибочными.
2.5.2.2. Сохранение
Сохранение – процесс переработки и удержания информации.
2.5.2.2.1. Виды сохранения.
Динамическое – проявляется в оперативной памяти. Материал при таком сохранении не изменяется.
Статическое – проявляется в долговременной памяти. Материал подвергается реконструкции, изменяется последовательность, могут исчезать детали, одни факты накладываться на другие и т.д.
2.5.2.3. Воспроизведение.
Воспроизведение– процесс извлечения из памяти сохраненного материала.
2.5.2.3.1. Уровни воспроизведения.
- узнавания – проявление памяти возникает при повторном восприятии объекта, при значительном совпадении новых впечатлений с прежними и достаточно прочными впечатлениями узнавание происходит мгновенно;
- воспроизведения – осуществляется без присутствия объекта восприятия, надежный критерий прочностизапоминания;
- припоминания – умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации, при недостаточном совпадении новых впечатлений со старыми и недостаточной прочности сохранения прежних впечатлений.
2.5.2.3.2.Виды воспроизведения.
Прямым (непосредственным) – без промежуточных ассоциаций.
Непрямым (опосредованным) – с промежуточными ассоциациями
Непреднамеренное(непроизвольное) – происходит само собой.
Преднамеренное(произвольное) – человек ставит цель вспомнить, носит характер развернутой умственной деятельности: сначала осознается вопрос, потом возникают ассоциации, после находятся промежуточные связи, далее воспроизведение становится полным.
2.5.2.5. Забывание.
Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности воспроизведения заученного материала.
Физиологически забывание – торможение временных связей.
Темп забывания зависит от:
- объема запоминаемого материала
- содержания и степени его осознанности
- сходства запоминаемого материала с уже хранящимся в долговременной памяти
- степени значимости запомненного материала и включенности его в деятельность.
2.5.2.5.1 Виды забывания.
Полное забывание - закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.
Частичное забывание - человек воспроизводит материал не весь или с ошибками, а когда узнает, но не может воспроизвести.
Временное забывание - физиологи объясняют торможением временных нервных связей.
2.5.2.5.2. Особенности забывания.
1. В течение первых пяти дней забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней, после заучивания материала
2. Наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.
3. Забывание зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Например, сразу после значительной физической нагрузки, плохо усваивается материал.
4. Через час в памяти остается только 50% механически заученной информации
5. В первые дни, после заучивания, максимальны потери от забывания
Для уменьшения забывания необходимо:
1) понимание, осмысление информации.
2) повторение информации
2.1. первое повторение нужно через 40 мин после заучивания,
2.2. в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней.
2.3. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день.
2.4. Систематическое, без перегрузки, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.
Способы организации информации в памяти.
1. Пространственная организация – позволяет установить связи в физическом пространстве.
2. Ассоциативная организация – группировка элементов с какими-либо общими признаками.
3. Иерархическая организация – каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует.