Процессы памяти

Теории памяти.

По характеру психической активности преобладающей в деятельности.

По времени формирования

Генетическая (наследственная) - хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Включает инстинкты и почти не зависит от условий жизнидеятельности человека. В генах

Прижизненная- в коре головного мозга.

Двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.

Эмоциональная запоминание воспроизведения эмоций.

Образная – осуществляетперевод информации в образы, представления, картины, графики, схемы,

Кинестетическая – память на запахи, вкус продуктов.

Словесно-логическая - запоминание и воспроизведение наших мыслей, возникающих у нас в процессе обдумывания, размышления. Например, помним[YUN5] содержание прочитанной книги, разговор с друзьями.

Рис. Виды памяти (П.П. Блонский).

1. Ассоциативная теория (Г. Эббенгауз, Г. Мюллер и др.). Память сложная система кратковременных и долговременных устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту и пр.

2. Гештальт-теория – целостная организация первичных элементов (гештальтов) определяет память. При запоминании материала и его воспроизведения гештальт обычно выступает в виде целостной структуры.

3. Смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер). В этой теории за основу запоминания и воспроизведения материала берется его смысловое содержание.

4. Информационно-кибернетическая – исходящая из технического и алгоритмического моделирования процессов памяти.

5. В рамках теории деятельности. Память особый вид психологической деятельности, основная цель которого – запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации (Алексей Николаевич Леонтьев (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) Пётр Иванович Зинченко (12 июля 1903, Николаевск, ныне Волгоградской обл., - 17 февраля 1969, Харьков)).

2.5.4. Характеристики памяти.

1. Скоростью запоминания –время необходимое для запоминания количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти.

2. Скоростью забывания - время стирания не используемой информации.

3. Объем памяти – количество запомненных единиц информации.

4. Длительность памяти – время удержания в памяти необходимой информации.

5. Быстрота – скорость запоминания информации. [YUN6]

6. Точность – количество единиц безошибочно воспроизведенной информации[YUN7].

К процессам памяти относятся:

2.5.2.1. Запоминание (запечатление) см. ниже.

2.5.2.2. Сохранениесм. ниже

2.5.2.3. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала.

2.5.2.4. Узнавание – появление чувства знакомства, при повторном восприятии материала.

2.5.2.5. З абывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

2.5.5.1. Запоминание.

Запоминание (запечатление) – процесс закрепления нового, путем связывания с приобретенным ранее.

2.5.2.1.1. Виды запоминания.

2.5.2.1.1.1.Непреднамеренное запечатление без специальной цели и без использования специальных приемов. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение.

2.5.2.1.1.2.Преднамеренное – характеризуется целью и использованием специальных приемов. В процессе обучения это запоминание принимает форм заучивания (многократное повторение материала до полного и безошибочного запоминания).

2.5.2.1.1.3.Механическое – основанное на многократном повторении материала. Основывается на единичных временных связях, которые отражают лишь последовательность явлений.

2.5.2.1.1.4.Осмысленное – раскрытие в материале существенных связей и отношений. Оно основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, которые отражают наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

2.5.2.1.2. Советы для использования осмысленного запоминания.

2.5.2.1.2.1. Прочитать весь материал.

2.5.2.1.2.2. Выделить основные части.

2.5.2.1.2.3. Установить связь между частями.

2.5.2.1.2.4. Отдельным разделам дать название.

2.5.2.1.2.5. Сформулировать содержание в виде тезисов.

2.5.2.1.3. Повторение.

Важным условием эффективного запоминания является повторение. Многократное повторение, если оно осуществляется подряд и однообразно, ведет к торможению в нервных клетках. Успех повторения зависит от правильной организации.

2.5.2.1.3.1. Правила организации повторений

1. Разнообразие – использование концентрированных и распределенных повторений.

2. Сравнение прежнего материала с новым.

3. Чередование разных способов восприятия материала пи повторении.

4. Первые воспроизведения отличаются большой прочностью, поэтому они должны быть безошибочными.

2.5.2.2. Сохранение

Сохранение – процесс переработки и удержания информации.

2.5.2.2.1. Виды сохранения.

Динамическое – проявляется в оперативной памяти. Материал при таком сохранении не изменяется.

Статическое – проявляется в долговременной памяти. Материал подвергается реконструкции, изменяется последовательность, могут исчезать детали, одни факты накладываться на другие и т.д.

2.5.2.3. Воспроизведение.

Воспроизведение– процесс извлечения из памяти сохраненного материала.

2.5.2.3.1. Уровни воспроизведения.

- узнавания – проявление памяти возникает при повторном восприятии объекта, при значительном совпадении новых впечатлений с прежними и достаточно прочными впечатлениями узнавание происходит мгновенно;

- воспроизведения – осуществляется без присутствия объекта восприятия, надежный критерий прочностизапоминания;

- припоминания – умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации, при недостаточном совпадении новых впечатлений со старыми и недостаточной прочности сохранения прежних впечатлений.

2.5.2.3.2.Виды воспроизведения.

Прямым (непосредственным) – без промежуточных ассоциаций.

Непрямым (опосредованным) – с промежуточными ассоциациями

Непреднамеренное(непроизвольное) – происходит само собой.

Преднамеренное(произвольное) – человек ставит цель вспомнить, носит характер развернутой умственной деятельности: сначала осознается вопрос, потом возникают ассоциации, после находятся промежуточные связи, далее воспроизведение становится полным.

2.5.2.5. Забывание.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности воспроизведения заученного материала.

Физиологически забывание – торможение временных связей.

Темп забывания зависит от:

- объема запоминаемого материала

- содержания и степени его осознанности

- сходства запоминаемого материала с уже хранящимся в долговременной памяти

- степени значимости запомненного материала и включенности его в деятельность.

2.5.2.5.1 Виды забывания.

Полное забывание - закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Частичное забывание - человек воспроизводит материал не весь или с ошибками, а когда узнает, но не может воспроизвести.

Временное забывание - физиологи объясняют торможением временных нервных связей.

2.5.2.5.2. Особенности забывания.

1. В течение первых пяти дней забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней, после заучивания материала

2. Наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

3. Забывание зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Например, сразу после значительной физической нагрузки, плохо усваивается материал.

4. Через час в памяти остается только 50% механически заученной информации

5. В первые дни, после заучивания, максимальны потери от забывания

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации.

2) повторение информации

2.1. первое повторение нужно через 40 мин после заучивания,

2.2. в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней.

2.3. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день.

2.4. Систематическое, без перегрузки, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Способы организации информации в памяти.

1. Пространственная организация позволяет установить связи в физическом пространстве.

2. Ассоциативная организация группировка элементов с какими-либо общими признаками.

3. Иерархическая организация каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: