Положительные характеристики мышления.
Качественные характеристики мышления.
Основные формы (процессы) мышления.
Операции мыслительной деятельности.
Анализ –разделение целостной структуры объекта на составляющие элементы.
Синтез – обратный анализу процесс, соединение частей, в единое целое, находя существенные связи и отношения.
Абстракция – (от лат. abstractio — «отвлечение») отвлечение от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков.
Конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного.
Обобщение – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
Сравнение – установление отношений сходства и различия.
Систематизация (классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.
2.6.4.1. Понятие – единство существенных свойств, связей, отношений предметов, явлений.
2.6.4.2. Суждение – высказывание, в котором что-либо утверждается или отрицается о предмете, свойствах, отношениях между предметами.
2.6.4.3. Умозаключение – вывод на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок)[16].
Виды умозаключений.
2.6.4.3.1. Индукция ( от лат. induction– наведение ) – вывод частного суждения из общего.
2.6.4.3.2. Дедукция (от лат. deduction – выведение ) – вывод общего суждения из частных.
2.6.4.3.3. Аналогия – вывод делается на основании частичного сходства между предметами, без достаточного рассмотрения всех условий.
Широта – способность охватить весь вопрос целиком.
Конкретность – умение не упустить необходимых для дела частностей.
Глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов.
Самостоятельность - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость - умение быстро подстраивать действия при изменении обстановки.
Быстрота – способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять решение.
Критичность ума – умение оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Последовательность – умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса.
Поверхностность - человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Торопливость – человек спешит дать решение, высказывает не продуманные ответы и суждения.
Замедленность – человек медленно решает задачи возникающие в деятельности.
2.6.8. Понятие об интеллекте
В настоящее время существуют несколько трактовок понятия интеллект:
1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации»
2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость»
3. Структурный подход, сформулированный французским психологом Альфре́дом Бине (1857-1911)«способность адаптации средств к цели», совокупность способностей.
По Давиду Векслеру (1896—1981) интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.