Эмоциональные процессы и состояния

Эмоции – (от лат. «emotion» – волнение) – субъективные реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей, выражающиеся в форме непосредственных переживаний, являющиеся важным фактором регуляции человека.

3.4.1. Различия людей в эмоциональной сфере.

- эмоциональной возбудимости.

- длительности

- устойчивости

- силе

- глубине

- доминированию положительных или отрицательных эмоций.

3.4.2. Особенности определяющие индивидуальные различия людей.

- тип нервной системы;

- восприятие;

- память;

- воображения;

- волевые качества.

3.4.3. Специфика эмоций.

1. Врожденный характер – доказывается тем, что люди принадлежащие к разным культурам способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему эмоциональные состояния (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление).

2. Социальный характер - проявляются под влиянием внешнего воздействия, за исключением физиологических процессов, происходящих в самом организме (болезнь, голод).

3. Проявляются эмоции: в выразительных движениях мимике (выразительные движения лица, пантомимике (выразительные движения всего тела); выражаются речи (интонации, тембре голоса).

4. Для выражения глубоких сложных чувств, человечество создало: музыку, живопись, скульптуру, поэзию.

5. Под влиянием эмоций изменяется деятельность внутренних органов (органы кровообращения, дыхания, пищеварения, желез секреции и др.).

6. Способность к обобщению и коммуникации – в результате эмоциональных сопериживаний, возникающих в общении с другими людьми.

7. Предметность – мы восторгаемся, печалимся или гордимся кем-то или чем-то; предмет эмоций может быть не только реальным (существующим), но и идеальным (воображаемым).

8. Амбивалентность (двойственность) эмоций – один и тот же объект может вызывать противоречивые эмоции.

3.4.4. Функции эмоций.

1. Целеполагающая определяет поведение человека постановку им тех или иных жизненных целей.

2. Коммуникативная позволяет понимать друг друга, не пользуясь речью, судить о состояниях, преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

3. Оценочная выражающая значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта.

4. Побуждающая в зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направленно на овладение необходимым или на прекращение неуспешного действия или выбор другого.

5. Активирующая - регулирует тонус и влияет на продуктивность деятельности (темп, ритм).

6. Регуляторная – прошлый опыт успешных или неуспешных действий определяет выбор действия в текущей ситуации.

7. Синтезирующая соединение в единое целое отделенных, связанных во времени событий и фактов. Например, актуализация одного элемента, иногда против воли субъекта, вызывает воспроизведение в сознании других его элементов.

8. Экспрессивная (выразительная) - органические изменения периферического характера (покраснение, побледнение, учащение дыхания, сердцебиение и т.п.), выразительные движения (мимика движения лица, пантомимика движения всеготела), вокализация интонация и тембр голоса.

9. Подкрепляющая – события, вызвавшие сильные эмоции надолго остаются в памяти.

10. Приспособительная - благодаря вовремя возникшей эмоции, организм приспосабливается к окружающим условиям.

11. Отражательная – позволяет определить полезность или вредность воздействующих факторов.

3.4.5. Физиологические механизмы возникновения эмоций и чувств.

Нервно-физиологический механизм эмоций следующий: возникающий в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения распространяется и на подкорковые центры, а через них на вегетативную систему и тем самым вызывает внешнее проявление эмоций.

В процессе деятельности человека утомляется по преимуществу нервные клетки коры больших полушарий, а нервные клетки подкорки такому утомлению подвержены в меньшей степени, что создает резерв нервной энергии, которую человек использует в своих действиях и поведении.

3.4.6. Совершенствование высших эмоций и чувств осуществляться посредством.

• включение в эмоциональную сферу новых объектов, людей, событий;

• повышение уровня сознательного контроля своих чувств;

• постепенное включение в нравственную сферу все более и более высоких ценностей и норм (совесть, порядочность, чувство долга, ответственность).

3.4.7. Классификация эмоциональных состояний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: