Формы разрешения конфликта

Ролевые и внутриличностные конфликты.

Основные характеристики социальных ролей.

1. Ролевой набор - совокупность ролей, вытекающих из данного статуса.

2. Ролевые ожидания – то, что ждут от той или иной роли.

3. Ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Выделяет еще следующие характеристики социальных ролей по Толкотту Парсонсу (амер. 1902-1979):

4. Эмоциональность – требует эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств.

5. Способ получения. Одни роли обусловлены предписанными статусами (ребенка, взрослого гражданина и др.), другие роли завоевываются усилий личности (профессор, начальник отдела).

6. Масштаб. Одни роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей (врач (стоматолог) и пациент). В других устанавливаются отношения широкого плана (родителей маленького ребенка волнуют многие стороны жизни малыша.

7. Формализация. Одни роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами (библиотекарь). Другие ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения (родственники).

8. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Например, предприимчивого человека поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль, священник трудится ради общественного блага, а не личной выгоды.

Парсонс считает, любая роль включает некоторое сочетание вышеназванных характеристик.

Внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я».

Виды внутриличностных конфликтов.

1. если «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит переутомление, появление неуверенности в себе;

2. если «роль» ниже возможностей «Я», то она является недостойной, унизительной для человека.

По конфликтности личности классифицируются:

- ситуативно-конфликтные

- перманентно-конфликтные

1. Изменение ситуации. Например, человек не удовлетворен своей профессией, начинает учиться и своими практическими делами доказывает то, что ему по плечу более трудные и интересные дела;

2. Человек изменяет ситуацию только для себя, отказываясь от исполнения противоречащей «Я» роли;

3. Конфликт между ролью и «Я» не разрешается, а устраняется из сферы сознания, в результате в поступках, чувствах, сознании человека явно не проявляется существование конфликта между «Я» и ролью, но внутреннее напряжение нарастает, а иногда человек «срывает зло» на своих подчиненных и близких;

4. Рационализация - человек, вынужденный выполнять не соответствующую его «Я» роль, уверяет себя и других, что он это делает исключительно по собственному желанию;

5. Неадекватное поведение - в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить противоположную роль: Например, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не получающий ее, начинает вести себя грубо и нахально;

6. Человек, оказавшийся в не соответствующей для его «Я» роли, обращает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником.

На освоение социальной роли влияют:

1. внешние требования - психологическое давление значимых для человека людей побуждают освоить роль.

2. внутренние побудительными силы: мотивы, потребности, желания.

2.1. если выполнение желаний возможно через овладение определенной ролью и для человека заманчивы права, и льготы, которые доступны исполнителю этой роли;

2.2. если овладение ролью позволяет приобрести социально-психологическую защищенность, приятные социальные отношения с другими людьми, признание, любовь, одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: