Факторы, мешающие правильному восприятию людей.
Способы понимания другого человека.
Перцепция.
Основные характеристики общения.
Перцепция [51] – восприятие одним человеком другого человека.
Идентификация – попытка поставить себя на место партнера.
Эмпатия – стремление эмоционального сопереживания человеку.
Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.
4. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам.
Казуальная атрибуция - представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей.
Закономерности казуальной атрибуции:
1. События, часто повторяющиеся, предшествующие и сопровождающие наблюдаемое явление, обычно рассматриваются как возможные причины.
2. Если тот поступок, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать причиной совершенного поступка.
3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много равновероятностных возможностей для интерпретации и человек, волен выбирать устраивающий его вариант.
Аттракция – возникновение при восприятии привлекательности одного человека для другого.
Приемы формирования аттракции:
1. Чаще обращаться к партнеру по имени и отчеству - такое обращение служит показателем внимания и неосознанно вызывает положительные эмоции;
2. Приветливое выражение лица, улыбка при общении сигнализируют о дружеских отношениях и добрых намерениях;
3. Комплименты, похвала в процессе общения, в которых нуждается любой человек;
4. Заинтересованно и терпеливо выслушать своего собеседника, давать высказаться;
5. При общении использовать знания о своем собеседнике (характер, темперамент, хобби, семейное положение и пр.).
Правила конструктивного общения, целью которых является достижение наилучшего результата во время общения, например:
• говорить на языке, понятном обоим партнерам;
• проявлять уважение к партнеру, подчеркивать его значимость;
• подчеркивать общность с партнером (профессиональную, половую, этническую, конфессиональную, возрастную и т. д.);
• проявлять интерес к проблемам партнера.
Ошибки восприятия в общении.
Превосходство. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-либо важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем в случае равенства нам. Причем превосходство фиксируется по какому-либо одному параметру, а переоценка происходит по многим параметрам.
Привлекательность. Внешне привлекательного человека мы склонны переоценивать по другим параметрам (умным, интересным).
Отношение к нам. Люди, которые хорошо к нам относятся, оцениваются выше тех, которые плохо относятся.
Эффект ореола – информация получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ который уже был создан заранее.
Стеореотипизация (от греч. stereos — твердый, typos — отпечаток) - стойкие и упрощенные образы определенных явлений, формирующиеся в условиях ограниченной информации, как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Стереотипы, с одной стороны, сокращают время ознакомления с другими людьми, а с другой — могут привести к предубеждениям в восприятии человека (например, учителя любят читать нотации, полные люди — добрые и т.п.).