Системное представление управляемой территории

Территориальная информационная система (ТИС) (Слайд 1) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информа­ционную систему, предназначенную для информационно-аналитиче­ской поддержки органов государственного и муниципального управ­ления.

В зависимости от охватываемой территории выделяют следую­щие ТИС:

· местные (в пределах города, городского района);

· региональные (в пределах области, края, республики, автономного округа);

· государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).

При создании ТИС очень важным является проведение ряда мероприя­тий (Слайд 2):

· исследование состава и основных характери­стик объекта информатизации,

· исследование целей каждого его элемента,

· установление взаимо­связей между ними,

· установление связей с внешней средой.

В Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» дано определение:

Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (Слайд 3).

С точки зрения системного подхода система управления муници­пального образования является:

· вероятностной, так как ее состояние можно предсказать в каждый момент времени лишь с определенной долей вероятности;

· динамической, так как она изменяется во времени;

· большой, так как она содержит разнородные элементы и подсистемы;

· открытой, так как реализуется возможность взаимодействия подсистем друг с другом и внешней средой.

Если рассматривать систему управления МО в виде т.н. «черного ящика», то его входом будут являться коллективные интересы жителей МО, выраженные на референдуме, выборах или через представительные органы, а его выходами — правовые акты и результаты дея­тельности муниципальных служб.

Муниципальное образование может рассматриваться как система (Слайд 4); в свою очередь она является подсистемой более крупных сис­тем: политической, правовой, социальной, научно-технической, при­родной и т. д.

К элементам системы управления МО относятся (Слайд 5):

· население;

· территория;

· органы местного самоуправления;

· органы территориального общественного самоуправления;

· муниципальное имущество;

· муниципальный бюджет.

Субъектами управления системы МО являются органы местного самоуправления.

Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, мате­риальных и финансовыхпотоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функций управления, связывают местную адми­нистрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО.

Как известно, системе для устойчивого функционирования необхо­дима цель. Для оценки достижения цели требуется система показате­лей. Не менее важным является опре деление эффективности функционировани я системы управления МО.

Критерии могут быть различными. Возможна оценка:

· экономического эффекта (повышение объема производства продукции в регионе, совершенствование структуры региональной экономики);

· социального эффекта (рост доходов населения, снижение дифференциации доходов между различными социальными группа ми, повышение уровня занятости населения);

· экологического эффекта и др.

Главная цель муниципального управления - повышение качества жизни жителей МО.

Ф           ф  
л              
X   ф       I  
X           X  
о га урсы ронн мент X га (О X ацио темы
форм рее Элект доку Базы i   форм сие
X           X  

С точки зрения информационного подхода, местное самоуправле­ние необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях. Это достигается путем предоставления бо­лее достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муни­ципальных образований, решениях, принимаемых местными органа­ми власти.

Цели муниципального управления подлежат количественной оцен­ке. Для ее осуществления с учетом многих факторов применяются раз­личные методы, например ресурсный анализ. Цели можно подразделить на стратегические, оперативные, тактические и описать с помощью т.н. дерева целей – некоторой иерархическойструктуры.

Для оценки целей и расстановки приоритетов также применяются экспертные методы.

Стратегические цели социально-экономического раз­вития МО (Слайд 6):

· жилищное строительство;

· развитие жилищно-коммунального хозяйства;

· формирование благоприятного социального климата МО;

· развитие экономики МО;

· формирование благоприятного хозяйственного климата;

· развитие инновационной деятельности;

· повышение социальной безопасности личности, семьи, общества.

Для достижения указанных целей необходимо эффективное функ­ционирование системы информационного обеспечения деятельности органов муниципального управления, а информационнойосновой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обес­печивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной инфор­мацией все уровни муниципального управления (Слайд 7).

С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней ИС, содержащих в соответствии с уров­нями управления информацию разной степени обобщенности (Слайд 8):

· отраслевые информационные системы — муниципального предприятия, организации, структурного подразделения администрации (наименьшая степень обобщения);

· интегрированные системы, содержащие проблемно ориентированную информацию из отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД по населению МО и др.);

· экспертные системы поддержки принятия решений — уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: