Территориальная информационная система (ТИС) (Слайд 1) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.
В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС:
· местные (в пределах города, городского района);
· региональные (в пределах области, края, республики, автономного округа);
· государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).
При создании ТИС очень важным является проведение ряда мероприятий (Слайд 2):
· исследование состава и основных характеристик объекта информатизации,
· исследование целей каждого его элемента,
· установление взаимосвязей между ними,
· установление связей с внешней средой.
В Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано определение:
|
|
Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (Слайд 3).
С точки зрения системного подхода система управления муниципального образования является:
· вероятностной, так как ее состояние можно предсказать в каждый момент времени лишь с определенной долей вероятности;
· динамической, так как она изменяется во времени;
· большой, так как она содержит разнородные элементы и подсистемы;
· открытой, так как реализуется возможность взаимодействия подсистем друг с другом и внешней средой.
Если рассматривать систему управления МО в виде т.н. «черного ящика», то его входом будут являться коллективные интересы жителей МО, выраженные на референдуме, выборах или через представительные органы, а его выходами — правовые акты и результаты деятельности муниципальных служб.
Муниципальное образование может рассматриваться как система (Слайд 4); в свою очередь она является подсистемой более крупных систем: политической, правовой, социальной, научно-технической, природной и т. д.
К элементам системы управления МО относятся (Слайд 5):
· население;
· территория;
· органы местного самоуправления;
· органы территориального общественного самоуправления;
· муниципальное имущество;
· муниципальный бюджет.
Субъектами управления системы МО являются органы местного самоуправления.
Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, материальных и финансовыхпотоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функций управления, связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО.
|
|
Как известно, системе для устойчивого функционирования необходима цель. Для оценки достижения цели требуется система показателей. Не менее важным является опре деление эффективности функционировани я системы управления МО.
Критерии могут быть различными. Возможна оценка:
· экономического эффекта (повышение объема производства продукции в регионе, совершенствование структуры региональной экономики);
· социального эффекта (рост доходов населения, снижение дифференциации доходов между различными социальными группа ми, повышение уровня занятости населения);
· экологического эффекта и др.
Главная цель муниципального управления - повышение качества жизни жителей МО.
Ф | ф | ||||||
л | |||||||
X | ф | I | |||||
X | X | ||||||
о га | урсы | ронн | мент | X га (О | X | ацио | темы |
форм | рее | Элект | доку | Базы i | форм | сие | |
X | X |
С точки зрения информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях. Это достигается путем предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти.
Цели муниципального управления подлежат количественной оценке. Для ее осуществления с учетом многих факторов применяются различные методы, например ресурсный анализ. Цели можно подразделить на стратегические, оперативные, тактические и описать с помощью т.н. дерева целей – некоторой иерархическойструктуры.
Для оценки целей и расстановки приоритетов также применяются экспертные методы.
Стратегические цели социально-экономического развития МО (Слайд 6):
· жилищное строительство;
· развитие жилищно-коммунального хозяйства;
· формирование благоприятного социального климата МО;
· развитие экономики МО;
· формирование благоприятного хозяйственного климата;
· развитие инновационной деятельности;
· повышение социальной безопасности личности, семьи, общества.
Для достижения указанных целей необходимо эффективное функционирование системы информационного обеспечения деятельности органов муниципального управления, а информационнойосновой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обеспечивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни муниципального управления (Слайд 7).
С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней ИС, содержащих в соответствии с уровнями управления информацию разной степени обобщенности (Слайд 8):
· отраслевые информационные системы — муниципального предприятия, организации, структурного подразделения администрации (наименьшая степень обобщения);
· интегрированные системы, содержащие проблемно ориентированную информацию из отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД по населению МО и др.);
· экспертные системы поддержки принятия решений — уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).