Порядок проведения инвентаризации и оформление её результатов
Страховые организации в обязательном порядке проводят инвентаризацию перед составлением годового бухгалтерского отчета. Серьезные последствия может повлечь ее непроведение или неправильное оформление результатов инвентаризации. В представленной статье раскрываются этапы проведения инвентаризации, ее документальное сопровождение и вопросы учета итогов инвентаризации.
Инвентаризацию имущества и обязательств проводят для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации. Целью проведения инвентаризации является документальное подтверждение наличия, состояния и оценки имущества и обязательств.
Основными задачами инвентаризации выступают следующие:
- выявление фактического наличия имущества, подтверждение обоснованности метода учета и хранения имущества;
- определение правильности оценки финансовых обязательств;
- сопоставление фактически имеющегося имущества и финансовых обязательств с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения:
- имущество, принадлежащее организации на праве собственности;
- имущество, находящееся на ответственном хранении;
- арендуемое имущество;
- не учтенное по каким-либо причинам имущество.
Порядок проведения инвентаризации и оформление ее результатов определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
Инвентаризация может проводиться на любую дату, определенную руководителем организации. Инвентаризация может быть плановой, внеплановой и обязательной. Проведение плановой и внеплановой инвентаризации требует утверждения ее порядка и сроков проведения руководителем, что не является необходимым при проведении инвентаризации в обязательном порядке. Порядок проведения инвентаризации определяется в учетной политике организации. Руководитель организации утверждает количество инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, за исключением случаев проведения инвентаризации в обязательном порядке. Указанный документ может быть составлен в форме плана инвентаризации на текущий год. Обратим внимание на то, что целесообразно проведение инвентаризации на 1-е число месяца, то есть на дату подведения сальдо по бухгалтерским счетам.
Текущая инвентаризация осуществляется по приказу руководителя организации. Форма приказа утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Приказ (постановление, распоряжение) (форма N ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, сроки представления материалов в бухгалтерию, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ вручается председателю инвентаризационной комиссии.
Статьей 12 Закона РФ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлен обязательный порядок проведения инвентаризации в следующих случаях:
- при формировании годовой бухгалтерской отчетности. При этом она является необязательной для имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее первого октября отчетного года;
- при смене материально ответственных лиц;
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Для контроля порядка проведения инвентаризации организация ведет журнал контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации. Форма журнала приведена в Постановлении Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".