double arrow

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета


Инвентаризации является элементом метода бухгалтерского учета и представляет собой сверку фактического наличия активов, обязательств и капитала с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов изложен в статье 12 Федерального закона № 402-ФЗ. При проведении инвентаризации в организации необходимо также руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом МФ РФ от 13.06.1995 № 49.

Проведение инвентаризации является обязательным аспектом в деятельности организации. Инвентаризация включает инвентаризацию имущества и инвентаризацию финансовых обязательств (кредиторской задолженности поставщикам, кредитов банков, займов, резервов и т.д.). Значение инвентаризации состоит в следующем:

1. обеспечивается достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

2. проверяется и документально подтверждается наличие имущества, обязательств, их состояние и оценка;

3. контролируется работа материально-ответственных лиц;

4. сохраняется собственность организации.

Выделяют следующие виды инвентаризаций: по объему охвата объектов (полная и частичная); по назначению (плановая и внеплановая); по методу проведения (выборочная и сплошная);

Полная инвентаризация охватывает все виды активов, обязательств и капитала. Она проводится, как правило, один раз в год перед составлением годового бухгалтерского баланса. Частичная инвентаризация охватывает один или несколько объектов бухгалтерского учета. Например, может быть проведена инвентаризация отдельных видов активов на отдельных участках производства, на складах, у отдельных материально-ответственных лиц.

Плановая инвентаризация проводится в заранее установленные сроки. Внеплановая инвентаризация проводится в сроки, установленные руководителем, непосредственно перед ее проведением (например, инвентаризация кассы).

Выборочная инвентаризация предполагает проверку у конкретного материально-ответственного лица только некоторых ценностей на выбор и проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей. Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятиях.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются организацией самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации. В настоящее время проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, библиотечных фондов – один раз в пять лет;

· при смене материально-ответственных лиц;

· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

· в случаях стихийного бедствия, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· при реорганизации или ликвидации организации;

· в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для инвентаризации создается специальная инвентаризационная комиссия.Это может быть постоянно действующая инвентаризационная комиссия, рабочая комиссия, разовая комиссия. Персональный состав инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации в приказе об инвентаризации, в котором также конкретизируется состав объектов, подлежащего инвентаризации, причины инвентаризации, определяются порядок и сроки проведения инвентаризации, назначается председатель инвентаризационной комиссии.

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации могут применяться типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 года № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Проведение инвентаризации включает несколько этапов:

1. для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ, который вручается председателю инвентаризационной комиссии;

2. в бухгалтерии распечатываются инвентаризационные описи, которые раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы «Фактическое наличие»;

3. перед началом инвентаризации, например, материальных ценностей комиссия проводит подготовительную работу: проверяет весы, мерную тару, получает от материально-ответственных лиц отчет с документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей и т.д.;

4. после осуществления подготовительных мероприятий производится опись имущества, т.е. проверка его фактического наличия. После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются инвентаризационные описи;

5. инвентаризационные описи передается в бухгалтерию, где происходит сравнение фактических остатков имущества с данными бухгалтерского учета. В случае выявления расхождений фактических данных, полученных в процессе инвентаризации, с данными бухгалтерского учета, составляются сличительные ведомости, в которых проводится сравнение фактических сведений с данными бухгалтерских документов;

6. по результатам проведенной инвентаризации имущества составляется Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем комиссии;

7. результаты инвентаризации имущества отражаются в акте, который передается на рассмотрение руководителю организации. В акте комиссия указывает причины обнаруженных при инвентаризации расхождений и вносит руководителю организации предложения об урегулировании инвентаризационных разниц (излишков или недостач) и совершенствовании механизма внутреннего контроля;

8. по результатам рассмотрения акта руководитель организации издает приказ, в котором утверждается предложенный инвентаризационной комиссией порядок урегулирования инвентаризационных разниц, даются указания бухгалтерии об отражении результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности, выносится решение о привлечении к ответственности материально-ответственных лиц в случае недостач и излишков.

В настоящее время инвентаризационные разницы (излишки и недостачи), выявленные по результатам инвентаризации, регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

Выявленные при инвентаризации излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется в состав финансовых результатов организации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

№ п/п Документы и содержание хозяйственной операции Дт Кт
1. Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражаются излишки объектов основных средств, выявленные по результатам инвентаризации        
2. Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражаются излишки денежных средств в кассе, выявленные по результатам инвентаризации        
3. Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражаются излишки готовой продукции на складе, выявленные по результатам инвентаризации        

Недостачи, выявленные по результатам инвентаризации, отражаются с использованием активного счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

№ п/п Документы и содержание хозяйственной операции Дт Кт
1. Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражается недостача материалов, выявленная по результатам инвентаризации        
2. Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражается недостача готовой продукции на складе, выявленная по результатам инвентаризации        
3. Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражается недостача денежных средств в кассе, выявленная по результатам инвентаризации        

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), т.е. отражается по дебету производственных счетов.

Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц. В этом случае используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», суб. 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

№ п/п Документы и содержание хозяйственной операции Дт Кт
1. Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражается списание недостачи имущества в пределах норм естественной убыли на издержки производства 20, 23, 25,26 и др.    
2. Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражается списание недостачи имущества сверх норм естественной убыли на виновное лицо     73/2    
3. Приходный кассовый ордер Поступили денежные средства от виновного лица в кассу организации в счет погашения недостачи         73/2
4. Ведомость начисления заработной платы Удержана сумма недостачи из заработной платы виновного лица         73/2
5. Решение следственных органов, приказ руководителя Отражается списание недостачи имущества в связи с тем, что виновное лицо не установлено    
6. Решение судебных органов, приказ руководителя Отражается списание недостачи имущества в связи с тем, что суд отказал во взыскании с него недостачи         73/2

Окончательное решение по вопросам, связанным с регулированием инвентаризационных разниц, принимает руководитель организации. Результаты инвентаризации подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Вопросы для самоконтроля к теме 7.

1. Понятие и значение бухгалтерских документов.

2. Перечислите обязательные реквизиты бухгалтерских документов.

3. Допускаются ли исправления в первичных учетных документах?

4. Какая информация указывается в утвержденном графике документооборота на предприятии?

5. Порядок хранения первичных учетных документов.

6. Какими нормативными документами следует руководствоваться при проведении инвентаризации?

7. Перечислите случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным.

8. Основные этапы проведения инвентаризации.

9. По какой стоимости отражаются излишки имущества, выявленные по результатам инвентаризации?

10. Какой бухгалтерский счет используется при отражении излишков имущества, выявленных по результатам инвентаризации?

11. Как отражается в бухгалтерском учете недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли, выявленные по результатам инвентаризации?

12. Какой счет используется, если недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновное лицо?

13. Порядок отражения в бухгалтерском учете недостачи имущества и его порчи сверх норм естественной убыли, если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании убытков с него.



Сейчас читают про: