Использование кривой спроса для определения потребительского излишка

Ситуация 2

Ситуация 1

Выгоды рыночного обмена для потребителя

Продается альбом Элвиса Пресли. На аукцион приходят 4 потенциальных покупателя: Иванов, Петров, Сидоров, Перепелкин.

Максимальная сумма, которую заплатит каждый покупатель за товар, называется готовностью заплатить и является показателем ценности товара для покупателя.

Покупатель Готовность заплатить
Иванов  
Петров  
Сидоров  
Перепелкин  

Торг прекращается, когда Иванов соглашается отдать за пластинку чуть более 80 $.

Пластинку получил покупатель, который оценил ее выше других желающих.

Какую выгоду извлек Иванов? Он готов был отдать 100, а заплатил только 80. Мы говорим, что Иванов получил потребительский излишек в размере 20. Он извлекает выгоду от участия в аукционе.

Покупатель Готовность заплатить
Иванов  
Петров  
Сидоров  
Перепелкин  

Продаются 2 одинаковых пластинками по одной цене, не один из покупателей не собирается приобретать две пластинки.

Цена растет до тех пор, пока в аукционе принимают участие 2 покупателя. Торг прекращается, когда Иванов и Петров предлагают по чуть более 70 $ за пластинку.

Оба они получают излишек, равный их готовности платить за минусом цены пластинки. Потребительский излишек Иванова = 30, Петрова = 10

Общий потребительский излишек составляет 40.


Так как кривая спроса отражает готовность покупателей платить за товар, мы можем ее использовать для определения потребительского излишка


Таблица спроса

Цена, $ покупатели Объем спроса
Более 100 Никто  
80-100 Иванов  
70-80 Иванов, Петров  
50-70 Иванов, Петров, Сидоров  
50 и менее Иванов, Петров, Сидоров, Перепелкин  

Цена альбома

Количество альбомов

Цена пластинки составляет 80 $

Потребительский излишек Иванова (20)
Цена альбома
Количество альбомов

Площадь прямоугольника над ценой и под кривой спроса = 20

Цена пластинки составляет 70 $

 
 
Потребительский излишек Иванова (30)


Цена альбома
Потребительский излишек Петрова (10)
Количество альбомов


Площадь фигуры, расположенной нижи кривой спроса и над ценой, определяет размер потребительского излишка на рынке (АВР)

 
 


Излишек потребителя – это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплачиваемая ими цена ниже той, которую они готовы платить за него.

Выгоды рыночного обмена для продавца

Вы хотите покрасить дом. Вам известны 4 маляра - Иванов, Петров, Сидоров, Перепелкин. Каждый из них возьмется за работу, если найдет цену подходящей.

Вы устраиваете аукцион.

Каждый маляр возьмется за работу, если получит сумму, превышающую его издержки. Издержки включают прямые расходы (краска, кисти и т.д) и альтернативные издержки (ценность времени).


Издержки маляров (возможных продавцов)

Продавец издержки
Иванов  
Петров  
Сидоров  
Перепелкин  

В ходе торгов цена постепенно будет снижаться. Вскоре единственным претендентом останется Перепелкин, который согласен получить за работу несколько меньше 600 при фактических издержках в 500.

Работу выполнит маляр, издержки которого минимальны

Какую выгоду извлекает получивший работу Перепелкин? Он мог бы взяться за работу и за 500, а получает ее за 600. Излишек производителя составит 100

Излишек производителя – сумма, которую он получает за вычетом издержек производства.


Издержки маляров (возможных продавцов)

Продавец издержки
Иванов  
Петров  
Сидоров  
Перепелкин  

Вы – владелец двух домов, каждый из которых нуждается в покраске.

Ни один маляр не способен покрасить сразу оба дома, вы платите одну и туже сумму за покраску каждого строения.

Цена будет снижаться до тех пор, пока не останется 2 маляря. Торги прекращаются, когда Перепелкин и Сидоров предлагают выполнить работы за 800 (чуть менее). При цене 800 излишек Перепелкина составит 300, Сидорова – 200.

Общий излишек производителей на рынке = 500


Использование кривой предложения для определения излишка производителей.

Кривая предложения отражает издержки продавца

Таблица предложения

Цена Продавцы Объем предложения
Более 900 Иванов, Петров, Сидоров, Перепелкин  
800-900 Иванов, Петров, Сидоров  
600-800 Иванов, Петров  
500-600 Иванов  
500 и менее Никто  

Цена покраски дома

Количество покрашенных домов


Когда цена услуги составляет 600, объем предложения равен 1.

Площадь фигуры, расположенной под ценой и выше кривой предложения, = 100


Площадь фигуры, расположенной под ценой и выше кривой предложения – излишек производителей

 
 


Излишек производителя формируется в виде суммарной разницы между равновесной ценой и той ценой, по которой они готовы были продавать благо

Излишек производителя – дополнительный доход, который получают производители за счет производства блага с предельными издержками ниже равновесной рыночной цены.

  Трапеция p* E Qе0 – U (utility) (выгоды потребителя, денежный эквивалент полезности, извлеченной из данного потребления) Прямоугольник pеE Qе0 – CC (consumer costs – затраты потребителя) Треугольник p*pеE – CS (consumer surplus – потребительский излишек) Трапеция psEQе0 – PC (producer costs – затраты производителя) Прямоугольник pеE Qе0 – TR (total revenue – общая выручка или выгоды производителя) Треугольник pspеE – РS (producer surplus – излишек производителя) Благосостояние общества (W – wealth) = сумма выгод всех хозяйствующих субъектов экономики

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: