2.1. Налоги для производителей.
Налоги, которые выступают составной частью производственных затрат, так как включаются производителем в цену производимого блага (налог на добавленную стоимость, налог с продаж и акцизы).
| При отсутствии регулирования равновесные цена и количество для рынка - Р* и Q*. Государство вводит налог, величиной Т. Это увеличивает затраты производителей, что приведет к смещению линии рыночного предложения в положение ST — ровно на величину Т. Устанавливается новое рыночное равновесие при более высокой цене (Рт > Р*) |
Рт – цена, которую платят потребители Р1 – цена, которую получают производители. Объем полученных государством налогов = произведению величины налога на равновесное количество (Т*QT) – площадь прямоугольника ГДР1Рт. |
Введение налога приводит к уменьшению потребительского излишка. Площадь треугольника АБР* - величину потребительского излишка до введения налога, площади треугольника АГРт - после введения налога. Излишек производителя также сократился с площади треугольника БВР* до площади треугольника ВДР1. Определенная часть этих потерь компенсируется собранными налогами. |
Распределение налогового бремени между участниками рынка зависит от характера изменения цены.
Когда цена возрастает на всю величину налога, то это свидетельствует о том, что налоговое бремя полностью ложится на потребителей.
Если же введение налога не приведет к изменению рыночной цены, то это означает, что налоговое бремя полностью ложится на производителей, сокращая их доходы.
В нашем случае видно, что величина налога Т не нашла адекватного отражения в изменении рыночной цены. Цена выросла только на величину Рт— Р*. Взимаемый с каждой единицы блага налог Т = Рт – P1. Реально уплачиваемая покупателем цена возросла с Р* до Pт, а цена, которую фактически получит продавец, снизилась с Р* до P1. Поэтому, несмотря на возросшую цену, часть налогового бремени ложится на продавцов. |
Характер распределения налогового бремени между продавцами и покупателями будет зависеть от эластичности спроса и предложения.
Когда спрос менее эластичен, чем предложение, большая часть налогового бремени ляжет на покупателей.
2.2. Субсидирование — это способ финансовой поддержки экономических субъектов (производителей и потребителей) посредством выплат или предоставления льгот.
Производственное субсидирование направлено на побуждение производителей к увеличению объемов производства по низким ценам социально значимых продуктов — продуктов питания, медицинских препаратов, детских товаров, а также на стимулирование развития производства в регионах или увеличение производства на экспорт (экспортные субсидии).
Производственные субсидии могут быть:
- прямыми — дотации (финансовые выплаты для покрытия части производственных затрат или убытков) и беспроцентные займы
- и косвенными — амортизационные списания и налоговые льготы.
Суть их одна — повысить доходность производства путем снижения затрат.
Если правительство введет субсидию для производителей на единицу продукции размером С, то линия рыночного предложения сместится до Sc. В результате равновесный объем увеличится до Qc, а рыночная цена снизится до Рс. Но фактически получаемая производителями цена равна Р1. Именно поэтому происходит увеличение излишков и потребителей, и производителей. Излишек потребителей увеличился на величину, равную площади трапеции Р*ВБРс. Излишек производителей увеличится на величину, равную площади трапеции Р1АВР*. Величина выплаченной государством производителям субсидии составит величину (P1-Pс)*Qс |