Налоги и субсидии

2.1. Налоги для производителей.

Налоги, которые выступают составной частью производственных затрат, так как включаются производителем в цену производимого блага (налог на добавленную стоимость, налог с продаж и акцизы).

Т

При отсутствии регулирования равновесные цена и количество для рын­ка - Р* и Q*. Государство вводит налог, величиной Т. Это увеличивает затраты производителей, что приведет к смещению линии рыночного предложения в положение ST — ровно на величину Т. Устанавливается новое рыночное равновесие при более высокой цене (Рт > Р*)
Рт – цена, которую платят потребители Р1 – цена, которую получают производители. Объем полученных государством налогов = произведению величины налога на равновесное количество (Т*QT) – площадь прямоугольника ГДР1Рт.

Введение налога приводит к уменьшению потреби­тельского излишка. Площадь треугольника АБР* - величину потребительского излишка до введения налога, площади треугольника АГРт - после введения налога. Излишек производителя также сократился с площади треугольника БВР* до площади треугольника ВДР1. Определенная часть этих потерь компенсируется собранными налогами.

Распределение налогового бремени между участниками рынка зависит от характера изменения цены.

Когда цена возрастает на всю величину налога, то это свидетельствует о том, что налоговое бремя полностью ложится на потребителей.

Если же введение налога не приведет к изменению рыночной цены, то это означает, что налоговое бремя полностью ложится на производителей, сокращая их доходы.


В нашем случае видно, что величина налога Т не нашла адекватного отражения в изменении рыночной цены. Цена выросла только на величину Рт— Р*. Взимаемый с каждой единицы блага налог Т = Рт – P1. Реально уп­лачиваемая покупателем цена возросла с Р* до Pт, а цена, которую фактически получит продавец, снизилась с Р* до P1. Поэтому, несмотря на возросшую цену, часть налогового бремени ложится на продавцов.

Характер распределения налогового бремени между продавцами и покупате­лями будет зависеть от эластичности спроса и предложения.

Когда спрос менее эластичен, чем предложение, большая часть налогового бремени ляжет на покупателей.


2.2. Субсидирование — это способ финансовой поддержки экономических субъектов (производителей и потребителей) посредством выплат или предо­ставления льгот.

Производственное субсидирование направлено на побужде­ние производителей к увеличению объемов производства по низким ценам социально значимых продуктов — продуктов питания, медицинских препа­ратов, детских товаров, а также на стимулирование развития производства в регионах или увеличение производства на экспорт (экспортные субсидии).

Производственные субсидии могут быть:

- прямыми — дотации (финансовые выплаты для покрытия части производственных затрат или убытков) и бес­процентные займы

- и косвенными — амортизационные списания и налоговые льготы.

Суть их одна — повысить доходность производства путем снижения затрат.


Если правительство введет субсидию для производителей на единицу продукции размером С, то линия рыночного предложения сместится до Sc. В результате равновесный объем увеличится до Qc, а рыночная цена снизится до Рс. Но фактически получаемая производителями цена равна Р1. Именно поэтому происходит увеличение излишков и потребителей, и произ­водителей. Излишек потребителей увеличился на величину, равную площади трапеции Р*ВБРс. Излишек производителей увеличится на величину, равную площади трапеции Р1АВР*. Величина выплаченной государством производителям субсидии составит ве­личину (P1-Pс)*Qс

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: