Словари и справочники
Литература
1. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. Баранова М.Т. М., 2001.
2. Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Русский язык в школе, 2000, № 4.
3. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников: https://www.gramota.ru.
4. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.
5. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М., 1993.
6. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.
7. Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. М.: АСТ, 2004.
8. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
9. Тихонов А.Н., Лагутова Е.Н. Множественность словообразовательной структуры наречий // Русский язык в школе, 1978, № 6.
10. Шанский Н.М. Основы словообразовательного анализа. М., 1953
1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Астрель, 2005.
|
|
2. Ким О.М., Островкина Е.И. Словарь грамматических омонимов русского языка. М.: Астрель, 2004.
3. Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Л., 1974.
4. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1999.
5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: Русск. яз., 1990.
6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2005.
7. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.
1. Структура и система воспитательного процесса.
2. Закономерности и принципы процесса воспитания
3. Цели и задачи воспитания
4. Содержание воспитания
Основные понятия: система, структура процесса воспитания, закономерности воспитания, принципы воспитания, цели воспитания, задачи воспитания, содержание воспитания.
1.
Структура и система воспитательного процесса
Поскольку воспитательный процесс выступает как особая целенаправленная и упорядоченная деятельность, он имеет свою структуру, т.е. совокупность компонентов, обеспечивающих эффективность протекания данного процесса и отражающих последовательность его организации:
1) проектирование воспитательного процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания {целевой компонент);
2) определение объема и характера материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности воспитанников {содержательный компонент);
3) организация разнообразной деятельности, позволяющей реализовать
намеченные цели в ходе применения методов, форм и средств воспитания
{организационно-деятельностный компонент);
|
|
4) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе реализации различных видов деятельности на основе принципов воспитания {регулировочный компонент);
5) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач {оценочно-результативный компонент).
Наличие данных компонентов в воспитательном процессе позволяет структурировать воспитание как систему, состоящую из множества более мелких систем: системы целей, содержания; методов, форм и средств воспитания.
Система целей воспитания объединяет, прежде всего, общие и индивидуальные воспитательные цели. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей (так называемый социальный заказ общества), и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей. Кроме того, в системе целей различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном, на год) и текущие (на неделю или месяц).
При целеполагании важно акцентировать внимание на двух аспектах: содержании цели и реализации субъектной роли педагогов, учащихся и родителей в выборе целевых ориентиров. К целевому компоненту воспитательной системы предъявляются следующие требования:
— ориентация цели на развитие личности ребенка;
— привлекательность цели для субъектов педагогического процесса, соответствие ее устремлениям и желаниям членов школьного коллектива,
социальному заказу со стороны государства и общества, особенностям и возможностям учебного заведения и ближайшего социального окружения;
— наличие четкой и ясной формулировки цели;
— возможность деления главной цели на составляющие (создание «дерева целей»);
— диагностичность цели, т.е. возможность реально замерить качественные и количественные результаты достижения цели;
— обеспеченность цели необходимыми ресурсами для ее реализации.
Под системой содержания воспитания понимают совокупность качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленньми целями. Она может быть представлена тремя взаимосвязанными подсистемами:
1) системой нравственных понятий о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;
2) системой привычек, приобретенных в ходе различных видов деятельности и отражающих нормы поведения, принятые в обществе;
3) системой нравственных чувств, выражающих осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к различным сторонам окружающей действительности, миру людей и себе самому.
Содержание воспитания как совокупность понятий, привычек поведения и чувств гармонически развитой личности формируется в процессе воспитательной работы, которая традиционно осуществляется по следующим направлениям:
— социальное воспитание, направленное на формирование личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи;
— умственное воспитание, направленное на формирование интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания;
— нравственное воспитание, направленное на формирование духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе;
|
|
— эстетическое воспитание, направленное на освоение воспитанником различных проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне;
— физическое воспитание, направленное на формирование у воспитанника потребности в
здоровом образе жизни;
— трудовое воспитание, направленное на подготовку личности к активной
жизнедеятельности в обществе на основе адекватной самореализации в избранной
профессиональной сфере.
Система методов воспитания объединяет совокупность методов, под которыми понимают пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников по достижению целей воспитания. В системе методов воспитания выделяют несколько классификаций:
1) по характеру воздействия на личность воспитанника:
— убеждение,
— упражнение,
— поощрение,
— наказание;
2) по источнику воздействия на личность воспитанника:
— объяснительно-репродуктивные методы;
— проблемно-ситуативные методы;
— методы приучения и упражнения;
— методы стимулирования;
— методы торможения;
— методы руководства;
— методы самовоспитания;
3) по результатам воздействия на личность воспитанника:
— методы, влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие
представления, понятия, идеи;
— методы, влияющие на привычки, определяющие тип поведения.
4) по направленности воздействия на личность воспитанника:
— формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;
— организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения;
— оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков. Наиболее известной является классификация системы методов воспитания,
выделяемая на основе комплексности воздействия на личность воспитанника: и включающая:
— методы формирования сознания личности;
— методы организации деятельности и опыта общественного поведения;
— методы стимулирования поведения личности.
Система форм воспитания включает многообразные варианты организации конкретного воспитательного процесса и выражается в совокупности воспитательных мероприятий, которые классифицируются по различным основаниям:
|
|
1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников:
— индивидуальные (для одного воспитанника);
— групповые (для нескольких воспитанников);
— коллективные (для всего класса);
— массовые (общешкольные, городские).
2) в зависимости от преимущественно используемого средства:
— игровые формы (имитации, соревнования и др.);
— формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения,
индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.);
— формы общения (прямое, опосредованное и др.);
3) в зависимости от преимущественно используемых методов:
— словесные формы (информации, собрания, митинги и т.п.);
— наглядные формы (выставки, стенды и др.);
— практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.).
Система средств воспитания включает многообразные предметы материальной и духовной культуры: книги, газеты, журналы, кино, театр, выставки, музей, игры, спорт, художественную самодеятельность, различные объекты культуры и природы, окружающего мира. Другими словами, средствами воспитания является все то, что несет информацию, необходимую для развития внутреннего мира личности воспитанника. Эта информация зафиксирована в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме. Чем богаче и разнообразней система средств воспитания, тем более эффективен результат воспитательного процесса. Средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников. Они обусловлены поставленной целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывает существенное влияние на всестороннее развитие личности. Для воспитания каждого элемента внутреннего мира личности необходимы соответствующие средства воспитания.