Среда как фактор регуляции общения

Невербальное общение

Инструментальный и аффективные стили

Инструментальный стиль вербальной коммуникации ориентирован на говорящего и цель коммуникации, аффективный - на слушающего и на процесс коммуникации.

Японский стиль взаимодействия - характерный образец аффективного стиля. Японцы ценят быстрое улавливание мыслей другого прежде того, как он их полностью выразит вербально.

Члены индивидуалистических культур предпочитают инструментальный стиль вербального взаимодействия, который направлен на поддержание своего собственного «лица» и удовлетворение потребности в автономии и уединении - Дания, Нидерланды, Швеция, США.

Члены коллективистских культур (азиатские, латиноамериканские и арабские культуры) предпочитают аффективный стиль. Он направлен на поддержание «лица» как говорящего, так и слушающего и на удовлетворение потребности в объединении.

М.Аргайл выделил 5 основных функций невербального общения:

1. выражение межличностных отношений;

2. выражение чувств и эмоций;

3. управление процессом вербального общения;

4. обмен ритуалами;

5. регуляция самопредъявлений.

Еще до усвоения родного языка ребенок учится понимать невербальный контекст общения. Язык невербальных посланий помогает правильно понять смысл вербального послания и общий контекст отношений. Наряду с культурой, невербальное общение обусловлено принадлежностью человека к определенным социальным группам.

Еще в 1936 г. К.Левин обратил внимание на связь среды и поведения человека. И.Альтман и М.Говейн (авторы «диалектической теории невербальной среды) выделили 4 основных стиля невербальной коммуникации:

1. Индивидуально-открытый (Австралия, США – члены индивидуалистических культур с низкой дистанцией власти)

2. Индивидуально-зактрытый (Бельгия, Франция - представители индивидуалистических культур с высокой дистанцией власти)

3. Общинно-открытый стиль (Гонконг, Сингапур - члены коллективистических культур со средним и низким уровнем дистанции власти)

4. Общинно-закрытый стиль (Япония, Корея - члены коллективистических культур с высокой дистанцией власти).

Люди в культурах с низкой дистанцией власти обычно используют открытые невербальные жесты, символизирующие доступность и равенство статусов. Члены культур с высокой дистанцией власти - весьма сдержанны (закрыты) в невербальном поведении, что поддерживает статусные отношения.

В индивидуалистических культурах домашняя среда обычно отделена от общественной двориками, газонами, оградой. В коллективистских культурах архитектурное решение дома обычно спланировано с учетом центральной площади.

Украшения и обстановка американских загородных домов символизирует желание владельца отличиться друг от друга, а украшение и обстановка индийских, японских, мексиканских домов отражает желание быть вместе, быть похожими, поддерживая групповую идентичность. Уместно вспомнить городскую архитектуру и внутреннюю обстановку квартир эпохи социализма в нашей стране (фильм Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром»). Внутренний смысл этой похожести - поддержание групповой идентичности, равенства и затушевывание индивидуально-личностного начала в человеке.

Таким образом, человеческое поведение и невербальная окружающая среда внутренне взаимосвязаны и взаимопереплетены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: