Межличностные отношения в межкультурном общении

Межличностная дистанция

Согласно теории проксемики Холла, использование межличностной дистанции помогает индивидам регулировать степень близости, держа под контролем проявление чувств и эмоций. Хотя представителям всех культур свойственно отделять пространство, ощущения простора и тесноты отличаются в разных культурах.

Согласно данным исследований высокая потребность в тесном личном контакте характерна для латиноамериканских культур, стран Южной и Восточной Европы и арабских культур, а низкая - отличает страны Дальнего Востока (Япония, Корея), Центральной и Юго-Восточной Азии, Северной Европы и США.

Пример: Когда японцы говорят на своем родном языке, они сидят дальше всех друг от друга, американцы занимают среднее положение, а венесуэльцы - ближе всех. Женщины во всех культурах располагаются ближе друг к другу, чем мужчины.

Согласно наблюдению Холла, арабы испытывают отчужденность в общении с американцами из-за отсутствия тесного тактильного контакта, что вызывает у американцев чувство тревоги и дискомфорта. На арабов запах друга действует успокаивающе. Американцы поддерживают дистанцию и подавляют свое обоняние.

В коллективистических культурах, где открыто проявляются чувства (арабские, средиземноморские, латиноамериканские) существует большая склонность к тактильному взаимодействию.

В индивидуалистических культурах, где бурное проявление чувств не приняты, регуляция близости достигается благодаря вербальному самораскрытию.

Этническая принадлежность оказывает неодинаковое воздействие на разные по степени близости отношения.

На стадии близкой дружбы люди стремятся к такой близости, когда общение протекает свободно на любые темы. При этом разрушаются культурные стереотипы, которые могли оказать влияние на общение. Согласно с концепцией дружбы Р.Белла - развитие дружеских отношений не подвержено культурным нормам и ценностям.

Одной из главных причин трудностей общения людей разных культур -культурная дистанция- степень непохожести культур.

Типичные проблемы:

- Как начать разговор?

- О чем говорить в процессе общения?

- Как быть интересным собеседнику?

- На каком языке должен идти разговор?

При знакомстве с представителем другой культуры нам свойственно: воспринимать его как близкого себе (как своего соотечественника); мало говорить и больше задавать вопросов; низкая способность предсказывать его поведение и т.д.

Уровень межличностных отношений, в частности дружба, способны снять межэтнические перегородки, тогда групповая принадлежность, этнические и культурные стереотипы перестают оказывать влияние на поведение людей в процессе общения.

Анализ специфики межэтнического взаимодействия ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Социально-психологический анализ эффективности групповой деятельности показал, что влияние на ее успешность оказывают главным образом те изменения, которые происходят в специфических отношениях, возникающих при совместной деятельности. Межэтническое взаимодействие в этом аспекте может быть представлено в виде активного и координированного сотрудничества, предполагающего ведущую роль занятий и целей доминирующей этнической группы в данном сообществе (коллективе). На успешность деятельности группы должны оказывать влияние те изменения, которые происходят не только в ее структурно-формальных параметрах, но и в специфических отношениях, возникающих в процессе совместной коллективной деятельности.

В качестве основных характеристик совместной деятельности (социальный психолог А.Л.Журавлев) выделяют: целенаправленность, мотивированность, структурированность, согласованность, интегративностъ, организованность, пространственно-временное пребывание и функционирование членов коллектива, результативность совместной деятельности.

Целенаправленность - ведущая социально-психологическая характеристика раскрывает такое состояние коллектива, при котором цель оказывает главное влияние на совместную деятельность, подчиняет ее себе. Она определяется групповыми интересами, социальными установками, убеждениями, идеалами.

Мотивированность - активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности. Она формируется в результате интеграции индивидуальных мотивов, их взаимного сложения и переплетения, и выражается в активной заинтересованности членов коллектива в совместной деятельности. Мотивированность способствует сплочению группы и характеризует степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллектива.

Структурированность совместной деятельности коллектива - четкость и конкретность распределения между членами коллектива функций, прав и обязанностей. Параметрами структурированности можно считать тип распределения обязанностей в коллективе, характер его статусно-ролевой структуры, соответствие организационной структуры деятельности организационным отношениям. Недостатки структурированности могут выражаться в наличии этноцентризма.

Согласованность и интегративность (психологический климат, межличностные отношения) - взаимная сплоченность членов группы, без которой невозможно рассчитывать на результативность взаимодействия.

Организованность - подчиненность членов коллектива определенному порядку выполнения совместной деятельности. Параметрами организованности выступают уровни исполнительности и самоуправляемости в совместной деятельности. Организованность связана с функционально-ролевыми взаимодействиями, т.к. каждый член группы занимает определенное место в ее иерархической структуре.

Пространственно-временное пребывание и функционирование членов группы. Без наличия единого пространства и одновременности выполнения работы разными людьми не может осуществляться совместная групповая деятельность.

Результативность - определяет уровень развития всех выше перечисленных характеристик коллективной деятельности и конкретные результаты совместной деятельности.

К данным характеристикам можно добавить:

Эмоциональность - проявляется в отношениях к взаимодействию, выражается прежде всего в удовлетворенности членов группы реализацией этносоциальных целей.

Стрессоустойчивость - обусловлена способностью согласованно и быстро мобилизовывать эмоционально-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам. Она обеспечивается степенью включенности членов группы в социальное взаимодействие, содержанием взаимодействия, адекватным отражениям причин эмоциональной напряженности, степенью принятия членами группы своих функционально-ролевых обязанностей по подавлению деструктивных проявлений.

Степень проявления данных характеристик обуславливают следующие психологические факторы:

Устойчивость основных интересов членов группы в совместной и социальной деятельности.

Наличие развитых межличностных этнических отношений.

Активное участие в совместной социальной деятельности.

Наличие развитой системы самоуправления и самоорганизации.

Наличие реальных соревновательных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: