А) Кризис фотолюбительства в начале 1930-х гг. Причины:
- Борьба с!художественным уклоном».
- Ликвидация фотообществ и фотокооперативов.
- «Чистка» кружков от консерваторов.
- Неудачная попытка централизовать руководство фотолюбительством и одновременно – расширить его базу за счет «классовооднородных», фотокоровских кружков.
- Признание права на существование только за газетной, фотокоровской формой.
-Неудача в реализации этих целей: нехватка материалов, материалов, отсутствие опытных инструкторов при низовых органах печати.
Б) Формы и содержание фотолюбительства в начале 1930-х гг.
- Унифицирование тем, угол освещения событий, форма подачи материала.
- Иллюстрации к докладам И.В. Сталина (с подписями в виде лозунгов).
- «Фотокартины» (монтажи и коллажи).
- «Разоблачительная» тематика».
В) Изменение ситуации в 1933 – 1935 гг.
- Тезис о полной победе социализма в СССР (XVII съезд ВКП(б), 1934 г.).
- «Разоблачение» превращается в «очернительство», в мелкие придирки.
- Требования «художественной организации материала», «права на выдумку» (инсценировака, комбинированная фотосъемка).
|
|
- Требование Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) к Союзфото опираться на профессионалов, на мастеров художественной фотографии.
- 1935 г. – Профсоюз кинофотоработников при участии ГУКФ провел выставку ведущих мастеров советского фото. Принудительная консолидация ранее враждовавших групп под общим знаменем «соцреализма».
- Реабилитация традиционных жанров художественной фотографии.
Г) Упадок фотолюбительства во второй пол. 1930-х гг. (сложности с организацией фотовыставки в Москве – нехватка экспонатов). Причины:
- Система указаний и запретов, идеологический контроль.
- Дефицит фотопринадлежностей и материалов.
- Трудности добиться разрешения на съемку.
- Массовое упразднение фотокружков в клубах из-за перевода клубов на хозрасчет.
- Единственная группа благополучных фотолюбителей – писатели (И. Эренбург, С. Третьяков, Л. Леонов, И. Ильф, Е. Петров и др.).
- развитие детского фотолюьительства (1938 – 1940 гг. в Москве и Ленинграде – несколько детских фотовыставок.
Д) Фотолюбительство после Великой Отечественной войны.
- 1941 – любительская фотосьемка, за редкими исключениями, запрещена. Организованное фотолюбительство отсутствовало в течение 16 лет.
- После войны – появление недорогих фотокамер.
- Впервые за советское время фотолюбительство становится доступным как индивидуальное домашнее занятие.
- Существует как домашнее любительство (см. прил. 2).
- Разрозненные кружки (к началу 1950-х гг. – десятки) создаются «снизу», по инициативе энтузиастов (при школах, клубах).
- Отсутствие специальной литературы и других источников информации.
- Не проводились фотоконкурсы и фотовыставки.
- Исчезновение фотографий (кроме портретов вождей) из прессы. Эпоха «фотобоязни».
- Выборгский фотоклуб (с 1952 г.) – оставался единственным почти до конца 1950-х гг.