Структура и организация деятельности

К компетенции Совета Федерации отнесены следующие вопросы.

Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Структура и организация деятельности

Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касаю

щиеся состава и порядка формирования Совета Федерации.

В верхней палате представлены все субъекты РФ на паритетных

началах — по два представителя, при этом один от представитель

ного, а другой от исполнительного органа государственной

власти субъекта РФ. В настоящее время Совет Федерации

формируется в соответствии с Федеральным законом от 5 авгус

та 2000 г. № 113ФЗ «О порядке формирования Совета Федера

ции Федерального Собрания Российской Федерации». Предста

витель от законодательного органа субъекта РФ избирается

законодательным органом на срок полномочий этого органа,

а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назна

чается главой региона (но при условии отсутствия возражения

законодательного органа).

Таким образом, Совет Федерации, в отличие от Государствен

ной Думы, определенного срока полномочий не имеет, обновле

ние его состава осуществляется не разовым порядком, а мягко,

в зависимости от региональных выборов и усмотрения регио

нальных органов государственной власти. Ни при каких обстоя

тельствах верхняя палата Федерального Собрания не может быть

распущена.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и долж

ностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными за

конами, регламентом Совета Федерации и постановлениями

Совета Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Конституции РФ актами

Совета Федерации и Государственной Думы являются постанов

ления, которые они могут принимать только по вопросам, отне

сенным к их ведению Конституцией РФ.

1. Возможность изменения границ между субъектами РФ

предусмотрена ч. 3 ст. 67 Конституции РФ, согласно которой

такое изменение требует их взаимного согласия.

Однако комментируемый пункт определяет, что, помимо

этого взаимного согласия, требуется еще согласие Совета Феде

рации. Это согласие проявляется в форме утверждения догово

ра или соглашения, заключенного заинтересованными субъек

тами РФ по поводу изменения границы между ними.

Если Совет Федерации откажет в утверждении, договор или

соглашение между субъектами РФ считается несостоявшимся.

Конечно, нельзя исключать, что через какоето время вопрос

вновь будет внесен в повестку и Совету Федерации опять придет

ся решать эту проблему.

Для рассмотрения Советом Федерации вопроса об утвержде

нии изменения границ между субъектами РФ в Совет Федерации

представляются соглашение об изменении границ, утвержденное

законодательными (представительными) органами государствен

ной власти каждого из этих субъектов РФ.

2. Возможность введения военного положения Президен

том РФ предусмотрена ч. 2 ст. 87 Конституции РФ.

Указанная статья Конституции РФ обязывает Президента РФ

незамедлительно сообщить о введении военного положения на

территории РФ или в отдельных ее местностях палатам Феде

рального Собрания РФ. Очевидно, что Совет Федерации дол

жен оценить обоснованность этой меры в целом и целесооб

разность отдельных ее составляющих. Ему принадлежит право

окончательного решения вопроса.

В случае не утверждения указа Президента РФ Совет Федера

ции может предложить Президенту РФ создать совместную со

гласительную комиссию для преодоления возникших разногла

сий, включив соответствующий пункт в свое постановление. Во

всяком случае с момента принятия Советом Федерации решения

о неутверждении указа Президента РФ действие этого указа прек

ращается.

3. Что касается такого полномочия Совета Федерации, как

утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного

положения, то оно связано с полномочием Президента РФ из

давать такие указы, установленным ст. 88 Конституции РФ.

Здесь действует полная аналогия с предыдущим полномочием.

Регламент Совета Федерации регулирует процедуру утверждения

таких указов совершенно аналогично процедуре утверждения

указов о введении военного положения.

4. Вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за предела

ми ее территории может возникать в различных ситуациях. Он

может возникнуть в связи с отражением агрессии против РФ,

в связи с выполнением международных договорных обязательств,

в частности в связи с выполнением миротворческих задач.

Для принятия решений об использовании Вооруженных Сил

за пределами России в случаях, когда это прямо предписано дей

ствующими международными договорами, согласия Совета Фе

дерации не требуется.

5. Совет Федерации должен принять постановление о назна

чении выборов Президента РФ в одном из двух случаев: когда ис

текает срок полномочий Президента РФ или когда должность

Президента РФ освободилась досрочно.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19ФЗ «О выбо

рах Президента Российской Федерации» предусмотрено в ст. 4,

что в первом случае Совет Федерации должен назначить выборы

на первое воскресенье после истечения конституционного срока,

на который был избран Президент РФ и который исчисляется со

дня его избрания.

Период между днем назначения выборов и днем выборов (точ

нее, днем голосования) должен быть не менее 4 месяцев. Если же

Совет Федерации не выполнит указанной обязанности, Цент

ральная избирательная комиссия РФ проведет выборы в первое

воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают

полномочия Президента РФ.

Во втором случае Совет Федерации должен назначить досроч

ные выборы Президента РФ на последнее воскресенье перед ис

течением 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполне

ния Президентом РФ своих полномочий.

Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Пре

зидента РФ от должности, не назначит президентских выборов,

Центральная избирательная комиссия РФ проведет их в послед

нее воскресенье перед истечением 3 месяцев со дня отрешения

Президента РФ от должности. Почемуто Закон оставил без ре

гулирования ситуации, которые могут возникнуть в случаях

досрочного прекращения президентского мандата по иным, чем

отрешение от должности, основаниям, если выборы не будут наз

начены Советом Федерации.

Постановление Совета Федерации о назначении дня выборов

Президента РФ подлежит обязательному опубликованию.

6. Условия и порядок отрешения Президента РФ от долж

ности урегулированы в ст. 93 Конституции РФ. Никакого законо

дательного регулирования по этому вопросу нет.

Постановление об отрешении Президента РФ от должности

принимается тайным голосованием бюллетенями и установлен

ным в Конституции РФ большинством в 2/3 голосов от общего

числа членов Совета Федерации, т. е. не менее чем 119 голосами.

При отсутствии такого большинства рассмотрение обвинения

прекращается, что оформляется постановлением Совета Федера

ции. Постановление незамедлительно доводится через средства

массовой информации до всеобщего сведения.

7. Назначение на должность судей Конституционного

Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Су

да РФ осуществляется Советом Федерации по представлению

Президента РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ).

Таким образом, формирование высшего эшелона судебной

власти проводится путем согласования воли главы государства

и верхней палаты парламента. Сам Совет Федерации и его члены

выдвигать кандидатуры судей не могут. Они вправе лишь внести

Президенту РФ предложения о таких кандидатурах.

Назначенным считается лицо, получившее большинство го

лосов от общего числа членов Совета Федерации, что оформляет

ся постановлением.

Законом РФ от 26 июня 1992 г. 3132I «О статусе судей в Рос

сийской Федерации» предусмотрено, что кандидатуры судей Вер

ховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Прези

дент РФ представляет с учетом мнения председателей этих судов.

Трудно сказать, что означает «учет мнения», однако из Конститу

ции РФ однозначно следует, что Президент РФ, внося свои пред

ставления, не может быть ничем и никем связан.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не

предусматривает никакого участия Совета Федерации в прекра

щении полномочий судей, включая тех, которых он назначил.

8. Полномочие Совета Федерации по назначению Генераль

ного прокурора РФ сходно с вышеизложенным. Однако есть

и отличие, заключающееся в том, что согласно самой Конститу

ции РФ Совет Федерации не только назначает, но и освобождает

Генерального прокурора РФ от должности по представлению

Президента РФ. По своей инициативе он этого сделать не может,

равно, как и Президент не может сместить Генерального проку

рора без решения Совета Федерации.

Вопрос об освобождении Генерального прокурора РФ от

должности рассматривается Советом Федерации на основании

предложения Президента РФ в присутствии Генерального про

курора РФ, которому по его просьбе должно быть предоставлено

слово.

Если предложение об освобождении Генерального прокуро

ра РФ от должности не собрало требуемого для принятия поста

новления большинства голосов, оно отклоняется тоже постанов

лением, для принятия которого специального голосования не

требуется (конституционность и этого положения также сом

нительна).

9. Совет Федерации на паритетной основе участвует вместе

с Государственной Думой в формировании Счетной палаты РФ

(в соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ), назначая замести

теля Председателя палаты и шесть из двенадцати ее аудиторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: