Субъектами права законодательной инициативы являются

Структура и полномочия

Формирования, правовые основы деятельности,

Власти РФ

Органов законодательной и исполнительной

ЛЕКЦИЯ №6. Структура и компетенция

1. Федеральное Собрание РФ: порядок

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ

является парламентом РФ. Федеральное Собрание — представи

тельный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает,

что формой государства РФ является представительная демок

ратия, в условиях которой формирование политической воли

народа возлагается на народное представительство.

Конституция РФ (ст. 94) характеризует Федеральное Собра

ние РФ как законодательный орган РФ. В предоставлении

парламенту законодательной власти реализуется принцип на

родного суверенитета. В результате парламент законодательно

регулирует жизнь страны и содействует формированию правово

го государства.

Как и предыдущие конституции России, действующая Кон

ституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента:

Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Госу

дарственной Думы. Государственная Дума представляет все насе

ление РФ, а Совет Федерации состоит из членов, представляю

щих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать

интересы отдельных местностей, региональные мнения.

В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают

вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конститу

цией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут соби

раться совместно лишь для заслушивания посланий Президен

та РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений

руководителей иностранных государств.

Основными функциями парламента являются:

1) представительство;

2) законотворчество;

3) контроль.

Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, при

нятие или отклонение закона;

3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение

или неодобрение;

4) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

(ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации;

3) депутаты Государственной Думы;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы государст

венной власти субъектов РФ;

6) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Выс

ший Арбитражный Суд РФ, но только по вопросам их

ведения.

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федераль

ного Собрания (что также свидетельствует о единстве правовой

природы законодательного органа России), и реализация функ

ций осуществляется посредством конкретных полномочий

палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Ду

мы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102

и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако разви

тие конституционных правоотношений пошло по пути рас

ширения конституционно установленных полномочий палат

Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законо

дательстве.

Основной функцией парламента, безусловно, является функ

ция законотворчества. В законодательном процессе участвует

множество субъектов, однако основная нагрузка в законотвор

ческой деятельности ложится на нижнюю палату Федераль

ного Собрания — Государственную Думу.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государствен

ной Думой принимаются федеральные конституционные зако

ны и федеральные законы РФ. Совет Федерации и Государствен

ная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоян

но действующими органами соответствующих палат (ст. 101).

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осу

ществляют подготовку и предварительное рассмотрение законоп

роектов, организуют проводимые палатами парламентские слу

шания. Они решают вопросы организации своей деятельности

и осуществляют подготовку заключений по принятым Государс

твенной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации

и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят

парламентские слушания.

Парламентские слушания в Совете Федерации организуют

ся по инициативе комитетов палаты в пределах их полномочий,

а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом

палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по

инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета

Федерации.

Парламентские слушания в Государственной Думе проводят

ся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов

и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.

Организация и проведение парламентских слушаний возла

гаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и ко

миссии палат могут совместно организовывать парламентские

слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слуша

ния, определяется комитетами палаты, которыми организуются

эти слушания.

Согласно регламенту Совета Федерации по результатам пар

ламентских слушаний, проводимых в этой палате, могут быть

приняты мотивированные заключения и рекомендации по об

суждаемому вопросу. В регламенте Государственной Думы уста

новлено, что парламентские слушания могут заканчиваться при

нятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.

Правовыми формами реализации полномочий Федерально

го Собрания РФ являются принимаемые им нормативные пра

вовые акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: