Квалификационная структура профессионального образования РФ.
Квалификационная структура. Ключевой составляющей стандарта профессионального образования является квалификация, которая характери-
зуется ступенью и уровнем.
Ступень квалификации – это этап подготовки профессиональных кадров в системе профессионального образования,завершаемый получением соответствующего документа об образовании.
Сложность и наукоемкость профессионального поля определяют требования к объему и соотношению общего и профессионального образования.
Профессии и специальности федерального Перечня ранжируют по ступеням
квалификации. В системе непрерывного профессионального образования выделяют 5 ступеней квалификации (табл. 4). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования России, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии в экономической системе и учитывает квалификационные требования стран Европейского сообщества.
Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство в
рамках данной ступени. Существенными характеристиками уровня квалифи-
кации являются:
· объем и диапазон знаний и умений;
· качество знаний и умений;
· способность рационально организовывать и планировать работу;
· способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.
Требования к различным уровням квалификации применительно к кон-кретным профессиям и специальностями регламентируются соответствую-щими документами системы тарификации и аттестации.
Квалификационная структура профессионального образования России
Ступень ква- лификации | Уровень общего образования, требуемый для получения профессии | Уровень профессионального образования |
Основное | Ускоренная профессиональная подготовка | |
Основное | Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладения которыми не тре- буется среднего общего образования | |
Среднее (полное) | Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладения которыми требуется среднее общее образование | |
Среднее (полное) | Повышенное профессиональное образование рабочих (в высших профессиональных училищах, лицеях и т.п.). Среднее профессиональное образование.Повышенное профессиональное образованиеспециалистов среднего звена (в колледжах) | |
Среднее (полное) | Бакалавреат. Магистратура. Аспирантура. |
Перечень профессий включает номенклатуру профессий и специаль-ностей, подготовка по которым регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и определяет наиболее общие параметры обучения.
В этом документе профессии ранжированы по ступеням квалификации,
что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального об-разования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии определены минимальные (базовые) сроки обучения, возможные специальности.
Национально-региональный компонент стандарта может уточнять и дополнять федеральный Перечень профессий и специальностей с учетом местных особенностей при условии соблюдения квалификационной структу-ры и Основных положений государственного стандарта начального профес-сионального образования.
Профессиональная характеристика, являясь описательной моделью профессии, определяет конечные цели профессиональной подготовки, обу-славливающие ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой дея-тельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся.
Профессиональная характеристика предназначена для научно обосно-ванного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям, раз-работки системы контроля за качеством профессиональной подготовки, ор-ганизации работы по профориентации, определения форм повышения квали-фикации рабочих.
Структура и параметры профессиональной характеристики обеспечи-вают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных
кадров на всей территории РФ.
Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня и отражает:
· название профессии;
· интегрируемые специальности;
· номер профессии по Перечню;
· назначение и сферу применения профессии;
· основные виды деятельности в рамках профессий и группируемых специальностей;
· теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);
· требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего об-разования;
· специфические требования.
Такая характеристика формирует нормативы профессии, многосторонность ее структуры, новое содержание труда, новые черты.
Ниже приводится отрывок из Стандарта Российской Федерации «Система образования. Начальное профессиональное образование»:
Перечень профессий и специальностей начального профессионального обра-зования. ОСТ 9 по 01.04-94
Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования (в дальнейшем – Перечень) является составной частью государственного стандарта начального профессионального образования, в него включены профессии, подготовка по которым определяется требованиями, устанавливаемыми на федеральном уровне.
Перечень разработан на основании современных принципов формирования обще-государственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике Российской Федерации, необходимости интеграции профессионально-квалификационной структуры рабочих, подготавливаемых в России, и аналогичных структур в промышленно развитых странах мира. Перечень учитывает возросшую самостоятельность органов управления образованием, образовательных учреждений и заказчиков кадров в решении вопросов содержания и организации начального профессионального образования на региональном уровне.
Перечень является нормативным документом федерального уровня, который содержит наименование профессий неосновных специальностей рабочих и служащих с указанием ступеней квалификации, минимальных сроков получения начального профессионального образования для выпускников основной общеобразовательной школы без получения или с получением среднего (полного) общего образования и выпускников средней (полной) общеобразовательной школы и половозрастных ограничений. В Перечень включены профессии, подготовка по которым осуществляется в учреждениях начального профессионального образования.
Наименования основных специальностей в Перечне соответствуют Классификатору профессий рабочих и должностей служащих, введенному в действие 1 января 1987 года.
Настоящий Перечень регламентирует подготовку квалифицированных кадров рабочих (служащих) со 2-й по 4-юступень квалификации. В Перечень не включены профессии 1-й ступени квалификации. Профессиональная подготовка по ним осуществляется в различ-ных профессиональных образовательных учреждениях по ускоренной форме обучения. В учреждениях начального профессионального образования также может осуществляться подготовка рабочих по профессиям 1-й ступени квалификации и по отдельно взятым специальностям профессии Перечня. В этом случае требования Перечня в части общеобразовательного уровня не являются обязательными, а сроки обучения по каждой конкретной специальности устанавливаются при разработке рабочего учебного плана.
При этом следует иметь в виду, что подготовка по профессиям 1-й ступени квалификации и по отдельным специальностям профессий Перечня не сопровождается повышением об-разовательного уровня.
Переход на подготовку кадров в соответствии с новым Перечнем осуществляется поэтапно, начиная с 1994/95 учебного года, по мере готовности федеральных компонентов государственного стандарта начального профессионального образования и примерной учебно-программной документации на профессии, а также учебно-материальной базы.
6.3. Профессиограмма – основа для разработки содержания профессионального образования.
При выборе профессии важно обратиться к профессиограмме. Она составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые
профессия предъявляет к человеку.
Профессиограмма – описание, характеристика профессии, основной источник (наряду с практическим знакомством) получения сведений о раз-ных аспектах профессиональной деятельности.
Составление профессиограммы – одна из основных задач профессио-
графии. Различают разные типы профессиограмм, предназначенные для решения конкретных задач: информационные – для использования в целях профориентации и профконсультации (чаще всего под термином «профессиограмма» понимается именно информационная профессиограмма); ориентировочно-диагностические – для выявления причин нарушений технологического режима деятельности; конструктивные – для оптимизации трудового процесса и технологического совершенствования; методические – для подбора адекватных методов исследования деятельности; диагностические – для совершенствования профотбора.
Существуют разные схемы описания профессий. Одна из наиболее компактных (схема экспресс-изучения профессии) приводится ниже:
· технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда);
· организация и условия труда;
· документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.;
· описание основных операций и действий;
· характеристика профессионально важных качеств.
Примером алгоритма разработки информационного описания профессии может быть следующая схема:
1. Название работы и в чем она состоит.
2. Цель работы и критерии ее эффективности. 3. Предмет труда.
3. Технологический процесс (как ведется работа).
4. Нормативная документация (на основании чего ведется работа).
5. Критерии оценки работы.
6. Необходимая квалификация профессионала.
7. Средства выполнения работы.
8. Территориальные, эстетические, основные гигиенические условия.
9. Организация работы.
10. Требования к кооперации труда (кто, что, с кем делает).
11. Интенсивность труда.
12. Ответственность и степень опасности труда.
13. Особенности воздействия постоянного выполнения данного труда
14. на личность и организм работника.
15. Административные, политические, правовые, медицинские, обще-ственные требования и ограничения.
При разработке медико-физиологических составляющих профессиограмм специалисты исходят, как правило, из того, что возможности человека достаточно пластичны, позволяют овладеть в большинстве случаев весьма широким спектром видов деятельности. Вместе с тем приспособительные возможности человека имеют свои границы. Выход за их пределы приводит в конечном итоге к одному из двух видов профессионально обусловленных нарушений здоровья. В первом случае на организм воздействует чрезмерная интенсивность факторов внешней среды, способствуя возникновению новых заболеваний и прогрессированию имеющихся. Во втором – «физиологическая стоимость» адаптации приводит к перенапряжению приспособительных механизмов и развитию психосоматических заболеваний. Поэтому в медико-физиологической составляющей профессиограмм находят отражение как основные неблагоприятные воздействия на здоровье, свойственные профессии (и соответствующие им медицинские противопоказания), так и качественно-количественная характеристика требований профессии к развитию психофизиологических профессионально важных функций и качеств.
При смене профессии или при выборе запасного варианта лучше ори-
ентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками:
· способ мышления;
· тип личности;
· предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.
Тогда профессиограмма может состоять из следующих разделов:
1. Классификационная карточка профессий.
2. Доминирующие виды деятельности.
3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности).
4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.
5. Области применения профессиональных знаний.
6. История профессии.
7. Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности.
8. Учебные заведения, обучающие данной профессии.
Ниже приводится пример профессиограммы «Педагог»
Наименование профессии | педагог |
Доминирующий способ мышления | адаптация – формализация |
Область базовых знаний № 1 и их уровень | гуманитарные, естественные науки или математика и статистика (зависит от специальности), уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний № 2 и их уровень | педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область | педагогика |
Межличностное взаимодействие | частое по типу «вместе» |
Доминирующий интерес | социальный |
Дополнительный интерес | артистический |
Условия работы | в помещении, мобильный |
Доминирующие виды деятельности:
· обучение различным наукам;
· объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;
· контроль за усвоением материала;
· проведение воспитательной работы с учащимися;
· помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
· выявление интересов и склонностей учащихся для адекватного подбора программ и методов обучения;
· изучение индивидуальных особенностей учащихся и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
· построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития учащихся;
· оказание помощи в формировании личности учащегося;
· содействие развитию у учащихся стремления к освоению новых знаний;
· организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
· объяснение текущих социальных событий и явлений;
· участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
· составление тематических и урочных планов;
· оформление документации (журналов, отчетов). Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиоальной деятельности:
Способности:
· преподавательские способности;
· хорошее развитие памяти;
· высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);
· ораторские способности;
· организаторские способности;
· вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);
· психическая и эмоциональная уравновешенность;
· коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);
· способность к сопереживанию.
Личностные качества, интересы и склонности:
· склонность к работе с детьми;
· терпимость, безоценочное отношение к людям;
· умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
· интерес и уважение к другому человеку;
· высокая степень личной ответственности;
· стремление к самопознанию, саморазвитию;
· самоконтроль и уравновешенность;
· оригинальность, находчивость, разносторонность;
· тактичность;
· наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов); целеустремленность;
· артистизм;
· требовательность к себе и другим.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
· неорганизованность;
· психическая и эмоциональная неуравновешенность;
· агрессивность;
· ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
· эгоистичность;
· отсутствие организаторских способностей.
Области применения профессиональных знаний:
· образовательные учреждения (школы, вузы, профессиональные колледжи, училища);
· социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
· работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);
· Российская академия образования;
· городские и муниципальные учебно-методические центры.
История профессии.
Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает «детовождение», т.е. воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущ-ности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения.Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V–IV вв.до н.э. Особый интерес вызывают афинская и спартанская системы воспитания.
Афинская система воспитания предполагала начало обучения с 7 лет, когда педагог (так называли черного раба) вел ребенка в школу, где сначала он проходил чтение и счет, затем наступала очередь литературного и эстети-ческого воспитания. Большая роль отводилась и физическому воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию, метанию копья и диска).
Спартанская школа основное внимание уделяла воспитанию силы духа, физической выносливости, закаливанию характера.Образование эпохи Средневековья носило в основном религиозный характер.
Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А. С. Макаренко и многие другие.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и артистический):
· воспитатель детского сада;
· прокурор;
· адвокат;
· косметолог;
· арбитр (судья);
· детская медсестра.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию педагога можно получить в высших учебных педагогических заведениях. Если человек хочет выбрать профессию в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, ему больше подойдут профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на основе формальных признаков профессий.
6.4.Роль и значение государственного стандарта НПО. Общие положения. Основные понятия.
Для понимания роли государственного стандарта профессионального
образования в социально-экономической системе общества важны функции
стандарта. Проще говоря, следует задать вопрос: кому и зачем он нужен?
Во-первых, преподавателям и учащимся, которые должны в ходе обучающей и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с
учетом своих возможностей и интересов;
во-вторых, – администраторам, работникам системы профессионального образования (от федеральных чиновников до директоров учебных заведений) для формирования адекватных механизмов в сфере планирования, регулирования и контроля за учебно-воспитательным процессом;
в-третьих, – работникам служб занятости как основной ориентир по трудоустройству и переквалификации высвобождаемого и незанятого населения;
в-четвертых, – так называемым социальным партнерам (работодателям, профсоюзам и лицам наемного труда) для сознательного вступления в трудовые отношения, регулирования вопросов штатного расписания, тарифных ставок и окладов – всей системы иерархий, основанных на квалификации и профессиональной компетенции;
наконец – нашим партнерам из ближнего и дальнего зарубежья для обеспечения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.
Таким образом, необходимо учесть интересы всех указанных субъек-тов, обеспечить понимание документов стандарта каждым из субъектов
и взаимопонимание между ними при решении двусторонних и многосторон-них вопросов профессионального образования.
В рамках рассмотрения понятия государственного стандарта важно сформулировать общие требования к стандарту, вытекающие из ранее оп-ределенных его основных функций. Прежде всего, стандарт должен стать основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне. Соответственно, он должен включать все необходимые компоненты, связанные с понятием «качество профессионального образования». В широком смысле качество профессионального образования определяется тем, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т.е. насколько оно удовлетворяет запросам отдельной личности и общества в целом, государства и сложившихся областей продуктивной деятельности человека.
Стандарт профессионального образования должен служить социальной
гарантией членам общества, их конкурентоспособности на отечественном и
мировом рынках труда, с одной стороны, и удовлетворять их персональным
потребностям – с другой. Следовательно, он должен быть приемлемым для
всех регионов и субъектов федерации, посильным для обучаемых как по со-
держанию, так и по объему, опираться на реально существующие в обществе
ресурсы (не выходить за пределы возможного на текущей стадии развития
общества), стыковаться с зарубежными образовательными стандартами.
Безусловно, одной из важных функций государственного стандарта
профессионального образования является создание условий для свободного
функционирования в России системы непрерывного образования. В связи
с этим образовательные стандарты всех звеньев системы непрерывного обра-
зования должны быть преемственны, хорошо взаимодействовать в погранич-
ных содержательных областях.
Наконец, государственный стандарт профессионального образования
должен служить основой для последующей разработки профессиональных
образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебно-
го процесса, организации аттестации учебных заведений, разработки стан-
дартов профессионального образования более высокого уровня (например,
стандарт инженерно-педагогического образования) и т.п., т.е. должен иметь
внятную дидактическую и методическую интерпретацию. При этом предпоч-
тительно максимально сохранить принятую в стране систему документов,
что позволит работникам профессионального образования быстрее адаптиро-
ваться к новым требованиям.
Специфика профессионального образования, по сравнению с общим
образованием, состоит в большом разнообразии профессий и специально-
стей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке жизни учеб-
но-программной документации, так как содержание профессионального обу-
чения непосредственно связано с быстро меняющимся в результате научно-
технического прогресса содержанием труда. Причем имеет место следующая
закономерность: для младших ступеней профессионального образования эти
изменения происходят чаще, чем для старших (например, для рабочих, свя-
занных непосредственно с техникой и технологией, содержание труда меня-
ется быстрее, чем для инженера, использующего в своей деятельности науч-
но-технические основыи методыпроектирования техники и технологии). Таким образом, при разработке государственного стандарта профес-
сионального образования (в особенности начального), принята двухуровне-
вая концепция проектирования его федерального компонента. На первом
уровне (уровень федерального правительства) принимаются основополагаю-
щие документы государственного стандарта. Эти документы должны иметь
долгосрочный характер и определять стратегически важные параметры стан-
дарта. Что касается элементов государственного стандарта профессионально-
го образования, ориентированных на конкретные профессии, то эти элементы
рассматриваются и принимаются на уровне Министерства образования РФ.
Документы этого типа составят второй федеральный уровень государствен-
ного стандарта профессионального образования.
Обеспечение государственного стандарта начального профессио-
нального образования осуществляется за счет организации деятельности об-
разовательных учреждений, контроля за качеством профессионального обра-
зования, требований к преподавательским кадрам и повышения квалифика-
ции и переподготовки.
Организация деятельности образовательных учреждений. Государст-
венные и негосударственные образовательные учреждения осуществляют
подготовку профессиональных кадров в соответствии со стандартом профес-
сионального образования. Образовательные учреждения свободны в выборе технологии обучения, но ответственны за качество подготовки профессиональных кадров. Контроль за соблюдением стандарта профессионального образования осуществляет Государственная аттестационная служба, статус и характер деятельности которой определяется соответствующим законодательством.
Контроль за качеством профессионального образования. Для обеспе-чения соответствия результатов профессионального обучения стандарту
профессионального образования предусматривается проведение контрольной
процедуры в три этапа:
· входной контроль (собеседование, тестирование, вступительные экзамены и др.);
· промежуточный контроль (экзамены, тестирование, поэтапная про-фессиональная аттестация, защита курсовых работ и проектов и др.);
· выходной контроль (выпускные государственные экзамены, выпускные квалификационные работы, защита дипломных проектов и др.).
На всей территории Российской Федерации действуют единые требования по порядку проведения контрольной процедуры. Контрольные задания разрабатываются в соответствии с общими (стандартными) требованиями.
Граждане России имеют право на приобретение профессионального образования в форме экстерната с получением соответствующего документа об образовании при соблюдении стандарта контрольной процедуры. Ограни-чение экстерната определяется Перечнем профессий, устанавливаемым фе-деральными органами.
Требования к преподавательским кадрам. Теоретическое обучение
в образовательных учреждениях осуществляется специалистами с высшим профессиональным образованием. Практическое (производственное) обуче-
ние проводится рабочими, имеющими уровень квалификации, который пре-
вышает планируемый для выпускников учреждений начального профессио-
нального образования, и стаж работы по профессии не менее 3 лет, а также
специалистами, окончившими средние профессиональные или высшие учеб-
ные заведения.
Преподавательские кадры, не имеющие педагогического образования, в течение первых двух лет работы в учебном заведении обязаны пройти пе-дагогическую подготовку. Требования к педагогическим кадрам определяются соответствующими стандартами педагогического, инженернопедагогического и инженерного образования.
Повышение квалификации и переподготовка. Повышение квалификации с целью достижения более высокой ступени профессиональной квалификации проводится в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного обучения в образовательных учреждениях соответствующих ступеней. Переподготовка кадров, связанная с приобретением новой профессии или специальности, осуществляется в учреждениях начального профессио-нального образования (или других образовательных структурах) в соответст-вии со стандартом.