Классы эквивалентности
Отношения эквивалентности
Упражнения
Литература
Контрольные вопросы
1 Как определяется отношение эквивалентности? Приведите примеры.
2 Что такое классы эквивалентности?
3 Как определяется отношение порядка? Приведите примеры.
4 Какое отношение называется отношением строгого порядка? Приведите примеры.
5 Какое отношение называется отношением нестрогого порядка? Приведите примеры.
6 Какой порядок называется линейным?
7 Какой порядок называется древесным?
8 Какие множества называются упорядоченными? частично упорядоченными?
9 Как изображаются отношения порядка?
10 Что такое квазипорядок?
11 Какое множество называется ограниченным?
12 Как определяется отношение сходства (толерантности)? Приведите примеры.
Гончарова Г. А., Мочалин А. А. Элементы дискретной математики: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 128 с. – (Серия «Профессиональное образование»). Гл. 1. С. 19 – 24.
Дунаев В. В. Занимательная математика. Множества и отношения. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 336 с.: ил. Ч. II. Гл. 5. С. 172-242.
|
|
Избранные вопросы математики. 9 кл. Факультативный курс / И. Н. Антипов, Н. Я. Виленкин, О. С. Ивашев-Мусатов, А. Г. Мордкович.– М.: Просвещение, 1979. – 191 с., ил. С. 173 – 191.
Кузьмин О. В. Комбинаторные методы решения логических задач: учеб. пособие / О. В. Кузьмин. – М.: Дрофа, 2006. – 187, [5] с.: ил. Гл 3. §2.2. С.38 – 48.
Спирина М. С. Дискретная математика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М. С. Спирина, П. А. Спирин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с. Гл. 1. С. 38 – 45.
127 Какие из отношении в упражнении 113 являются отношениями эквивалентности?
128 Является ли отношением эквивалентности «иметь одинаковые остатки при делении на 7»?
129 Какие отношения эквивалентности можно ввести в множество учеников вашего класса?
130 Является ли отношением эквивалентности в множестве учеников вашего класса «участвовать в одной спортивной секции»?
131 Какие из следующих отношений являются отношениями эквивалентности:
а) равноудалениость от Москвы (в множестве городов);
б) принадлежность одному роду (в множестве живых существ);
в) быть двоюродным братом или сестрой (в множестве людей);
г) иметь общую границу (в множестве государств)?
132 На рисунке изображены треугольники:
Разбейте их на классы эквивалентности:
а) по свойствам углов;
б) по свойствам сторон.
133 Можно ли разбить множество треугольников на такие классы: разносторонние, равнобедренные и равносторонние?
134 Можно ли разбить множество целых чисел на подмножества положительных и отрицательных чисел?
135 На плоскости проведена прямая l. Можно ли сказать, что множество всех прямых на этой плоскости разбивается на три класса: параллельные данной прямой, перпендикулярные ей и пересекающиеся с этой прямой?
|
|
136 На какие классы разбивается множество натуральных чисел отношением «иметь одинаковые остатки при делении на 7»?
137 На какие множества разбивается множество учащихся отношением «учиться в одной, школе»?
138 Можно ли классифицировать учащихся на отличников, пионеров и мальчиков?
139 На плоскости проведена окружность. Можно ли разбить множество всех окружностей на этой плоскости на два класса: касающихся этой окружности и пересекающихся с ней в двух точках? Какой класс окружностей надо еще добавить?
140 На какие классы разбивается множество русских слов?
141 На какие классы разбивается множество слов предложения?
142 На какие классы разбивается множество водоемов?
143 Пусть отношение R рефлексивно и транзитивно. Докажите, что пересечение R Ç – отношение эквивалентности. Является ли эквивалентностью R È ?
144 Является ли отношением эквивалентности равносильность уравнений?
145 Отношение параллельности рефлексивно, симметрично и транзитивно. На какие классы разбивается множество прямых линий на плоскости этим отношением? Дайте определение направления на плоскости.
146 Отношение концентричности окружностей рефлексивно, симметрично и транзитивно. На какие классы разбивается множество окружностей на плоскости этим отношением? Установите биективное соответствие между множеством точек плоскости и множеством классов эквивалентности.
147 Назовем два существительных взаимозаменяемыми, если в любом предложении, где встречается одно из этих существительных, можно заменить его другим существительным, стоящим в той же грамматической форме, и предложение не утратит грамматической правильности. Например, слова «интеграл» и «утюг» взаимозаменяемы: заменяя в предложении «интеграл суммы равен сумме интегралов» слово «интеграл» на «утюг», получаем грамматически правильное предложение «утюг суммы равен сумме утюгов». Точно так же, заменяя в предложении «утюг стоял на столе» слово «утюг» на «интеграл», получаем грамматически правильное предложение «интеграл стоял на столе». А слова «утюг» и «сумма» не являются взаимозаменяемыми – нельзя сказать «сумма стоял на столе».
Докажите, что отношение взаимозаменяемости слов рефлексивно, симметрично и транзитивно. Разбейте на классы эквивалентности множество слов:
{дядя, няня, маэстро, мышь, животное, день, пальто, поле}.
148 На рисунке изображен граф отношения «больше» в множестве чисел:
Правильно ли он построен?
149 Является ли отношением порядка отношение «гора х не выше горы у»?
150 В предложении «Петр решил трудную и интересную задачу по математике» проведите стрелку от каждого слова к управляемому им слову (или словам). Дополните получившееся отношение до отношения строгого порядка.
151 В предложении
«В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли»
проведите стрелку от каждого слова к согласованному с ним слову. Какое получилось при этом отношение: порядка или эквивалентности?
152 Какие из отношений в упражнении 113 являются отношениями строгого порядка, какие – нестрогого порядка, какие из них линейны, а какие нелинейны? Есть ли среди них отношения квазипорядка?
153 Является ли отношением порядка отношение «лежать внутри» для геометрических фигур?
154 Сколько различных осмысленных предложений можно составить, меняя порядок слов в предложении «Он не посадил старика на осла»?
Отношения сходства (толерантности)
155 Какие из отношений упражнений 113 и 114 являются отношениями сходства, но не являются отношениями эквивалентности?
|
|