I. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Общая теория
Социальная инженерия
Прикладная социология
Прикладная социология
Фундаментальная теоретическая социология
2) Макросоциология и Микросоциология
4) Всеобщий или высший уровень представляют общесоциологические теории
Средний уровень (амер. Р. Мертон)
Эмпирический или прикладной уровень
Частные, или специальные теории
Основные функции социологии
| • теоретико-познавательная (гносеологическая); |
| • описательная; |
| • эмпирическая; |
| • прогностическая; |
| • функция социального проектирования и конструирования; |
| • организационная; |
| • управленческая; |
| • инструментальная; |
| • социального контроля; |
| • идеологическая и т.д. |
| НАБЛЮДЕНИЕ | ||
| включенное | невключенное | |
| ОПРОС | ||
| АНКЕТИРОВАНИЕ - Анкета (франц. enquete - расследование) – опросный лист с заранее сформулированными вопросами. | ||
| Вопросы: | ||
| а) открытые и закрытые | б) прямые и косвенные | |
| ИНТЕРВЬЮ (англ. interview - беседа) - устная форма опроса, беседа социолога с опрашиваемым. | ||
| Интервью бывает: | ||
| • свободное (непринужденная, но целенаправленная беседа) | • стандартизированными (ответы на заранее подготовленные вопросы). | |
| В зависимости от масштабов | ||
| Сплошной опрос | Выборочный опрос | |
| АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ (гр. analysis - разложение, расчленение) - всестороннее и тщательное изучение, обобщение и систематизация полученных первичных данных. - традиционный (качественный) - формализованный (количественный /контент-анализ/) | ||
| ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum - проба, опыт) - проведение искусственногонаучного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. | ||
| контролируемый | неконтролируемый | |
| МОДЕЛИРОВАНИЕ (лат. modulus - образец) - изучение социальныхявлений по их теоретическому образцу (модели). | ||
| КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: статистика, факторный, латентно-структурный, корреляционный анализ, построение и анализ шкал различного рода, составление математических моделей. | ||
Структура социологического знания
Уровни методологии:
| 1. Общенаучная (относится к социологии в целом) 2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии) |
Разделы методологии:
| 1. Мировоззренческие и методологические принципы. 2. Учение о предмете социологии. 3. Знание о методах. 4. Знание о социологическом знании. 5. Знание о процессе социологического исследования. 6. История социологии и др. |
| • знание об обществе как целостном социальном организме; |
| • взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни; |
| • знание о социальном составе населения страны и социальной структуре общества; |
| • научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии; |
| • научные представления и выводы о деятельности социальных институтов (государство, культура, семья и др.) |
| • теории жизнедеятельности подсистем и отдельных элементов общества. |
Уровни знания:
| • общесоциологические теории; • специальные социологические теории; • конкретные социологические исследования |
| 1. Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и др. формы теоретического знания. |
| 2. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и др. формы эмпирического знания. |






