РАСКОЛ.
Видимо, хасидеи предлагали отступить, для них война была выиграна и окончена.
1 книга Маккавеев сообщает о "собрании книжников", искавших у Алкима и Бакхида "справедливости", (I Масс, 7:14…):
8 Царь избрал Бакхида из друзей царских, который управлял по ту сторону реки, был велик в царстве и верен царю,
9 и послал его и нечестивого Алкима, предоставив ему священство, и повелел ему сделать отмщение сынам Израиля.
10 Они отправились и пришли в землю Иудейскую с большим войском; и он послал к Иуде и братьям его послов с мирным, но коварным предложением.
11 Но они не вняли словам их, ибо видели, что они пришли с большим войском.
12 К Алкиму же и Бакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости.
13 Первые из сынов Израилевых были хасидеи; они искали у них мира,
14 ибо говорили: священник от племени Аарона пришел вместе с войском и не обидит нас.
15 И он говорил с ними мирно и клялся им, и сказал: мы не сделаем зла вам и друзьям вашим.
16 И они поверили ему, а он, захватив из них шестьдесят мужей, умертвил их в один день, как сказано в Писании:
17 "тела святых Твоих и кровь их пролили вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их".
18 И напал от них страх и ужас на весь народ, и говорили: нет в них истины и правды, ибо они нарушили постановление и клятву, которою клялись.
Видимо, на этом колебания хасидеев прекратились.
Иеѓуда рвался в бой:
"Если пришла нам пора умереть, то умрем мужественно за наших братьев, но не наложим пятна на нашу честь!"
Из всего отряда только 800 человек поддержали Иегуду и приняли бой у Хадассы. Исход боя был предрешен. В этом бою, в 160 г. до н. э., погиб и сам Иегуда.
Сила национальной партии была сломлена, и власть перешла в руки Алкима и его сторонников.
Сирийцы и эллинисты снова управляли страной. Бакхид назначил правителями людей "беззаконных" и силой преследовал сторонников Иуды (I Масс, 9:23 sqq.).
Националисты потеряли своего вождя и вместе с ним утратили свою энергию. Однако ни сирийская власть, ни террор Алкима и его сторонников на могли принести мир стране.
Последователи Иуды Маккавея сплотились вокруг его брата Ионатана и выбрали его своим вождем.
160 г. до. н.э.
После смерти Алкима у эллинистов не нашлось ни одного способного удержать власть человека.
Пост Первосвященника свободен семь лет.
Пока Бакхид пребывал в стране, у эллинистов было преимущество. Но сирийский полководец не мог оставаться в Иудее постоянно.
Эллинисты попытались уничтожить Ионатана. (I Масс, 9:61).
Снова эллинисты обратились к Бакхиду. Он выступил против Ионатана, но безуспешно.
Бакхид или Ионатан??? начал переговоры с Ионатаном, вернул ему пленных и поклялся не причинять ему вреда в течение всей его жизни (I Масс, 9:71).
69 Сильно разгневался он на мужей беззаконных, которые присоветовали ему идти в эту страну, и многих из них умертвил, и решился возвратиться в землю свою.
70 Узнав об этом, Ионатан послал к нему старейшин, чтобы заключить с ним мир и чтобы он отдал пленных.
71 Он принял это и сделал по словам его, и поклялся не причинять ему никакого зла во все дни жизни своей,
72 и отдал ему пленных, которых прежде взял в плен в земле Иудейской, и возвратился в землю свою и не приходил более в пределы их.
73 И унялся меч в Израиле, и поселился Ионатан в Махмасе; и начал Ионатан судить народ и истребил нечестивых из среды Израиля.
Еще одна промежуточная победа!
Эллинисты никогда не побеждали своих противников собственными силами. Сирийцы всегда вынуждены были приходить им на помощь, и в случае с Алкимом и его сторонниками, как во времена Товиадов и их сторонников.
Хасмонейское движение прочно опиралось на народ
157 г. до н. э. в стране воцарилось спокойствие.
В Сирии вспыхнула борьба за власть.
152 г. до н.э. Деметрий обратился к Ионатану с просьбой о помощи.
Александр предложил Ионатану пост первосвященника и вручил пурпурную мантию с золотой короной Иудеи.
Александр не только назначил Ионатана первосвященником и главой Иудеи, но и возвел его в звание "друга царя".
Выбор пал на Александра!
В Суккот 152 г. до н.э. Ионатан предстал перед народом в одеянии Первосвященника.
Гражданская война и Иудее и Иерусалиме закончилась.
Парадокс:
Товиады мечтали, чтобы Иудея играла независимую роль в эллинистическом мире, и теперь мечта эта исполнилась, но совершенно другим способом. Иудея участвовала в международной жизни эпохи не в качестве подчиненного Сирии греческого города, но как независимое государство, управляемое собственными царями.
Надо помнить, что при этом Ионатан стал сирийским чиновником.
И все же он сам выбирал себе союзников.
Вскоре союз с Деметрием.
"Царь Деметрий посылает привет свой Ионатану и всему иудейскому народу.
Так как вы соблюдаете дружественную к нам верность и не поддаетесь попыткам врагов склонить вас на свою сторону, то я не могу не воздать вам за это должную похвалу и прошу вас оставаться мне верными; за это вы получите от нас благодарность и всякие льготы.
Я освобожу вас от большинства налогов и сборов, которые вы платили прежним царям и мне, и слагаю с вас теперь все налоги, которые вы обыкновенно платили.
Кроме того, я с вас слагаю сборы за соль и государственный налог в пользу короны, которые вы нам платили, а также освобождаю вас с сегодняшнего дня от платежа третьей части злаков и от половинной части древесных плодов, которые вы мне обыкновенно отдавали. Равным образом я отныне и навеки слагаю с вас подушную подать, которую каждый из жителей Иудеи, обязан был платить мне.
Город Иерусалим я объявляю священным, неприкосновенным и свободным вплоть до границы его от десятины и от всех прочих поборов.
Крепость [иерусалимскую] я поручаю вашему первосвященнику Ионатану; пусть он поместит в ней такой гарнизон, который он сочтет достаточно надежным и преданным, чтобы эти люди сберегали ее нам.
Всех находящихся в нашей стране военнопленных или впавших в рабство иудеев я отпускаю на волю и запрещаю употреблять на какие бы то ни было казенные надобности принадлежащий иудеям вьючный скот.
Пусть будут дни субботние, всякий праздник и три предшествующих ему дня свободны от всякой принудительной работы.
Равным образом возвращаю я свободу и все права живущим у меня (в Сирии) иудеям и позволяю желающим из них вступить ко мне в войско до тридцати тысяч человек; …
Я разрешаю [иудеям] жить по их собственным законам и соблюдать их и желаю, чтобы эти же законы распространялись и на три прилегающие к Иудее провинции.
Вместе с тем мне угодно, чтобы первосвященник позаботился о том, чтобы ни один иудей не поклонялся [Богу] в другом святилище, как только в иерусалимском.
Из своих личных средств я отпускаю на расходы по жертвоприношениям ежегодно сто пятьдесят [драхм] и желаю, чтобы из них весь излишек поступал в вашу же пользу.
Те же десять тысяч драхм, которые обыкновенно получали цари из средств храма, я также предоставляю вам в пользу священников, несущих обязанности по богослужению в храме.
Все те, кто стал бы искать убежища в иерусалимском храме или в одном из зависящих от последнего учреждений, будут отпущены на волю, и имущество их останется в целости, хотя бы они искали спасения по задолженности царю или по какой-либо иной причине.
Я разрешаю возобновить и достроить храм и отпускаю на это нужные суммы из своих собственных средств; равным образом я разрешаю и постройку городских стен и позволяю возвести высокие башни, причем и на все это отпускаю свои средства.
Если же понадобится где-нибудь в стране иудейской возвести сильную крепость, то да будет это сделано также за мой личный счет".
И. Флавий, Иуд. Др, 13:2 -
В качестве верного вассала сирийского царя Ионатан с 3000 своих войск подавил беспорядки в столице, когда граждане Антиохии восстали против Деметрия.
Серьезное влияние на ход освободительной борьбы оказывала поддержка иностранных держав. В ослаблении Селевкии была заинтересована Римская республика.
Еще до смерти Иегуды Маккавея римский сенат заключил союз с иудеями.
Политика Ионатана отвечала интересам египетского царя Птолемея VI. В первые годы восстания союзниками Хасмонеев также были набатейцы.
Вскоре Ионатану удалось присоединить к Иудее три области на юге Самарии с преобладающим еврейским населением. Это было одним из наиболее значительных достижений дома Хасмонеев.
Теперь Ионатан мог приступить к укреплению Иерусалима и других стратегических центров, продолжая наращивать мощь своей армии.
Возобновил союз с Римом и установил дружественные отношения со Спартой.
Трифон заманил Ионатана с небольшим числом воинов в город Акко. Там все солдаты были перебиты, а Ионатан взят в плен.