ШИМОН 142 – 134 гг. до н.э

Трифон не ожидал, что и под руководством Шимона Иудея окажет решительное сопротивление его войскам.

Он вынужден отступить и в отместку казнил Ионатана.

142 г. до н.э. Укрепившийся у власти Деметрий освободил Иудею от налогов. Возможно, продублированы законы, данные Ионатану.

Шимон назначен стратегом всего палестинского берега, от Тира до Реки Египетской (Вади эль-Ариш).

(1 Масс, 13-..)

36 "Царь Деметрий Шимону, первосвященнику и другу царей, и старейшинам и народу Иудейскому - радоваться.

37 Золотой венец и пальмовую ветвь, посланную вами, мы получили и готовы заключить с вами полный мир и написать заведующим сборами, чтобы отпустить вам дани.

38 И всё, что мы постановили о вас, да будет неизменно, и крепости, которые вы построили, пусть принадлежат вам.

39 Прощаем вам также неумышленные проступки ваши до сего дня и венечный сбор, который платить вы обязаны, и если другое что взимаемо было в Иерусалиме, более не будет взиматься.

40 И если найдутся из вас способные быть вписанными в число состоящих при нас, пусть записываются, и да будет между нами мир".

41 В сто семидесятом году снято иго язычников с Израиля;

42 и народ Израильский в переписке и договорах начал писать: "Первого года при Шимоне, великом первосвященнике, вожде и правителе Иудеев".

23 Ияра 142 г. до н. э. состоялось торжественное вступление в Акру.

Народное собрание признало Шимона преемником Ионатана.

В 140 г. до н. э. он созвал в Иерусалиме Великое Собрание, "Кнессет а-Гдола", утвердило его в качестве главы народа (этнарха), первосвященника и главнокомандующего.

"Великим собранием священников и народа, правителей и старейшин страны", собравшихся 18 Элула третьего года правления Шимона

Это назначение было наследственным и должно было передаваться его потомкам - "до того, как явится истинный пророк".

Шимон - богослужение и содержание Храма.

Все договоры Иудеи с другими государствами составлялись от его имени.

Постановления Великого Собрания заложили основы государственного строя Иудеи под властью рода Хасмонеев.

Шимон ни в каком случае не мог считаться на службе Сирии!

Ионатан получил первосвященство от царя Сирии, так же как Ясон, Менелай и Алким получали свои посты от сирийских царей.

Подобного назначения было не достаточно для создания легитимной базы правления Хасмонеев.

Со времени Шимона источники ничего не говорят об эллинистах в Иудее.

Их история закончилась с падением Акры.

Но эллинизм пробрался с другой стороны:

= Коронационный указ Симона (I Масс, 13:27 sqq.) хотя и был решением "великого собрания", нес на себе печать явного эллинистического влияния.

= Внешнее великолепие наряда Первосвященника ("он одевался в порфиру и носил золотые украшения"),

= Установление отсчета летоисчисления по годам его первосвященства ("и чтобы все договоры в стране писались на его имя" (I Масс, 14:43).

= Шимон заслужил похвалу собрания (кнесета) за то, что "издержал много собственных денег, снабжая храбрых мужей народа своего оружием и давая им жалованье" (I Масс, 32): это типичное восхваление эллинистического царя, ставшего во главе государства и предоставляющего помощь своим подданным по причине своего великодушия и гуманных чувств!

В 138 г. до н. э. на трон сирийских царей взошел Антиох VII Сидет. Последний авторитетный царь Сирии.

Сирия потребовала вернуть город Яффо и крепость Акру, либо заплатить деньги и уничтожить укрепления Иерусалима.

Шимон отказался выполнить требования Сирии. В ответ в Иудею были направлены войска командованием военачальника Кендебайоса, но в 137 г. до н. э. у Яффы они были разбиты сыновьями Шимона, Иохананом (Гирканом) и Иегудой (Аристобулом).

Антиох был вынужден явиться в Палестину лично.

Шимон пал от меча члена своей семьи, и после короткой по времени войны против убийцы сын Шимона Иоанн Гиркан занял пост первосвященника (135 г. до н. э.).

ИОХАНАН ГИРКАН

135 г. до н. э., Иоханан Гиркан I столкнулся с агрессией сирийцев, не желавших примириться с потерей Иудеи.

Наступление на Иудею и осада Иерусалима. Городу грозил голод. Флавий дает странное описание осады:

[…] Затем, когда Гиркан обратился к Антиоху с просьбой назначить семидневное перемирие вследствие наступления праздника (Суккот), Антиох, движимый уважением к Предвечному, не только охотно согласился на перемирие, но даже послал в город драгоценные жертвенные дары, именно быков с вызолоченными рогами и серебряные и золотые чаши, полные благовонных курений. Это жертвоприношение стража, стоявшая у ворот, приняла от жертвователей и доставила в святилище. Антиох же в то же самое время устроил войску угощение, чем сильно отличался от Антиоха Эпифана, который по взятии города стал закалывать на жертвеннике свиней, осквернил Храм жиром этих животных и тем надругался над установлениями иудеев и их древним благочестием. Вследствие этого народ и восстал на него и стал его непримиримым врагом, тогда как этого Антиоха все прозвали "Благочестивым" за его высокое богопочитание. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 13, 8:2.

Условия мира были исключительно тяжелыми. Иоанн вернул Сирии завоевания отца (города Яффу и Гезер), заплатил контрибуцию, предоставил Антиоху заложников и обязался выплачивать ежегодную дань

При этом стоит отметить, насколько поменялась расстановка сил в регионе:

[…] Благодаря такой любезности Антиоха и убедившись в благочестии его, Гиркан отправил к нему посольство с просьбой оставить иудеям их прежнее государственное устройство. Антиох не внял совету приближенных своих, требовавших полного искоренения иудейского народа за его отчуждение от прочих народов, и окончательно отверг его. Повинуясь голосу благочестия и желая во всем следовать последнему, он ответил посланным, что готов прекратить войну, если осажденные выдадут оружие, предоставят ему право взимания дани с Яффо и других соседних с Иудеей городов и, кроме того, примут к себе его гарнизон. Иудеи согласились на все его условия, но отказались принять к себе гарнизон, указывая на ритуальное запрещение общения с иноземцами. Вместо принятия гарнизона они выдали заложников и пятьсот талантов серебра. […] Вместе с тем Антиох велел срыть городские укрепления.

На этих условиях Антиох снял осаду и удалился. […]

Иосиф Флавий, Иудейские древности. Кн. 13, 8:3.

Гиркан был независимым правителем, проигравшим войну.

Антиох отказался от своего намерения разместить гарнизон в Акре и признал независимый статус еврейского Первосвященника и государства в целом.

При этом он участвует в военных компаниях Антиоха!

В 129 г. до н. э. Антиох Сидет пал в битве, и с того времени сирийское царство потеряло всякое значение в политическом мире.

Иоанн использовал слабость Селевкидов для расширения границ своей страны и заложил основы еврейского господства во всей Палестине.

Он усовершенствовал военные силы и содержал, помимо иудейской армии, наемное войско. (Эллинистическая черта – везде, кроме РИМА!)

Флавий сообщает (Ant. Jud., XIII, 249), что Гиркан получил деньги на содержание армии открыв могилу царя Давида и забрав оттуда 3000 талантов серебра.

Этими действиями Гиркан показал возникающую пропасть между ним и народом.

Раскол произойдет позже, но его зерна уже брошены. Иегуде такое и не снилось!

Армия Иоанна под командованием его сыновей Антигона и Аристобула пребывала около Самарии целый год, и даже вмешательство Антиоха не помогло самаритянам. Иоанн захватил город и снес его до основания

Идумея – захват. Гиюр.

Заиорданье.

ВОЗОБНОВЛЕНЫ:

Договор с Римом

Спартой

Египтом Птолемеев. Помощь евреев Александрии.

Хасмонеи не давали пощады греческим городам и не только лишали их свободы, но также разрушили некоторые из них.

Они или изгоняли и уничтожали их жителей, или заставляли последних принимать иудаизм. Среди греков подобная суровая политика возбуждала яростную враждебность к евреям вообще и к Хасмонеям в особенности.

Иоханан Гиркан I: Аристобул должен был стать первосвященником, а его мать - Шломцион (Саломея Александра), жена Гиркана I - правительницей Иудеи.

ФАРИСЕИ

[…] Между тем удачи Гиркана и его сыновей возбудили к нему зависть со стороны иудеев. Особенно нерасположены к нему были фарисеи […]. Эти фарисеи пользуются таким авторитетом в глазах народа, что им безусловно верят, хоть бы они говорили против царя или первосвященника. Учеником их был некогда Гиркан и пользовался с их стороны большим расположением. […]

Иосиф Флавий

Иудейские древности. Кн. 13, 9:4-5.

Конфликт Гиркана с фарисеями:

Иоанн сам был учеником фарисеев, которые в начале его правления любили его. Однажды он пригласил их на пиршество, во время которого попросил их указать все его ошибки и прегрешения.

Все очень хвалили его, и только один фарисей по имени Элеазар встал и сказал: "Если ты желаешь следовать путем праведников, то должен оставить пост Первосвященника и быть только правителем народа".

В ответ на желание Иоанна узнать причину Элеазар ответил: "Мы слышали от стариков, что когда ты родился, твоя мать находилась в плену у Антиоха".

Это было неправдой, и разгневанный Иоанн потребовал, чтобы фарисеи наказали Элеазара.

Последние приговорили Элеазара к порке, но этот приговор показался Гиркану слишком легким, поскольку, по его мнению, он заслуживал смертной казни.

Саддукеи, ненавидевшие фарисеев, использовали этот спор, чтобы отдалить Гиркана от фарисеев. Указывая на неугодный ему приговор Элеазару, они уверяли, что это свидетельство общего мнения всех фарисеев. Разгневанный Гиркан порвал с фарисеями и перешел на сторону саддукеев.

Флавий так описывает эту историю:

[…] Однажды Гиркан пригласил фарисеев к себе на пир и принял их весьма радушно. Когда же увидел, как они довольны, то стал говорить им, что они знают, насколько он старается быть праведным и делать только угодное Богу и им. При этом он просил их, если они заметят за ним какие бы то ни было ошибки или уклонения от пути истины, направить его обратно на этот путь и наставить. На это присутствующие громко засвидетельствовали Гиркану, что он человек праведный, он же порадовался их похвалам. Один только из гостей […] человек дурного нрава и придирчивый, сказал: "Если хочешь знать истину, то, желая быть справедливым, ты должен сложить с себя сан первосвященника и удовлетвориться положением правителя народа. […] Мы слышали от стариков, что ты родился в то время, когда мать твоя находилась в плену у Антиоха Эпифана". […]

Иосиф Флавий, Иудейские древности. Кн. 13, 9:4-5.

Вавилонский Талмуд о конфликте:

Талмуд (Kidd., 66 а). Имя Иоанна Гиркана здесь заменено на Янная. Вождем фарисеев указан не Элеазар, а Иуда, Элеазар же назван вождем саддукеев.

"И был шутник со злонамеренным сердцем, человек упрямый по имени Элеазар бен Пойра.

И сказал он царю Яннаю: "О царь! Сердца фарисеев против тебя!"

- "И что я должен делать?"

- "Встань перед ними с цветением, что между твоими очами" (испытай их преданность символом первосвященства, который Первосвященник носил на своем лбу).

Так он и сделал.

Там был старый человек, которого звали Иуда бен Едидия, сказавший царю Яннаю: "Царь Яннай! Тебе достаточно царской диадемы, оставь диадему первосвященства семени Аарона!"

Поскольку они сказали, что его мать была пленена в Модиине, это было исследовано и оказалось неправдой, и ученые Израиля были возмущены этой ссорой.

И Элеазар бен Пойра сказал царю Яннаю: "Произносится приговор, когда обижен простой еврей в Израиле, но ты мудрый царь и Первосвященник, каков же тогда твой приговор?"

- "И что я должен делать?"

- "Если ты желаешь услышать мой совет, то растопчи их!"

- "А что произойдет с Торой?"

- "Она будет завернута и поставлена в угол, и все, кто желают изучать ее, пусть приходят и изучают".

Вавилонский Талмуд, Трактат Сота.

"Если ты хочешь быть праведным, то довольствуйся венцом монарха и верни сан первосвященника [законным] наследникам Аарона".

Флавий сообщает, что после того конфликта Гиркан отменил все законы фарисеев. И уточняет: "Фарисеи дали много законов народу, основанных на традициях предков, которые не были записаны в законах Моисея; в то время как секта саддукеев спорила с ними, утверждая, что только письменные законы должны соблюдаться, а не те, что возникли из традиций предков".

САДДУКЕИ

НЕОБХОДИМОЕ ВСТУПЛЕНИЕ:

Когда условия жизни усложнились, для установления справедливости "между кровью и кровью и между ударом и ударом" потребовались знания юриста. В самом деле, настало время, когда понадобился специалист даже по вопросам противоречий в ритуале. Когда Тора говорит "Ты не должен есть мяса, растерзанного зверем в поле" (Исх. 22:31), сразу же возникает вопрос о мясе, растерзанном зверем или дичью в городе. Священник, однако, был занят преимущественно жертвоприношениями. Как и царский чиновник был занят сбором налогов.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДВУХ МИРОВ

Самый ранний сохранившийся документ, вводящий новый правопорядок, - это указ Антиоха III о левитской чистоте Иерусалима. На мирян, желающих войти в алтарный двор, распространены те же требования воздержания, что и для служащих священников.

Возможно, основываясь на Лев. 17:6, они запретили языческие жертвоприношения в Иудее;

без всяких указаний на то в Писании они запретили язычникам входить из алтарного двора в Храм;

совершенно исключили для всякого, пришедшего в Иерусалим, вкушение от нечистого мяса.

Все эти толкования были санкционированы Антиохом III как еврейские "законы предков".

Неуклонное соблюдение предписаний предков казалось грекам лучшим и самым естественным источником закона, для раввинистического правоведения источником закона был Бог.

Штраф был обычным в практике Греции, он не был известен еврейскому закону, согласно которому ущерб взимался в пользу потерпевшей стороны, но преступник не штрафовался. С другой стороны, деньги, взимавшиеся в виде наказания, предназначались Антиохом III священникам, что было в согласии с библейским правилом, согласно которому возмещение за преступление против Бога принадлежало священству.

Писание призывает евреев правильно взвешивать и мерить, но не устанавливает никаких наказаний за эти преступления. Нечестный продавец должен возместить ущерб обманутому покупателю. По греческим же законам наличие и использование неправильных весов и мер было общественным преступлением, за которое городские власти сурово наказывали. При Селевкидах (и, конечно, при Птолемеях) в Иерусалиме был специальный наблюдатель (еврей) на рынке (агораном), который штрафовал и наказывал плетьми торговцев, уличенных в пользовании ложными весами и мерами.

Когда Симеон бен Шетах (столетие спустя после Бен Сиры) описал у женщины все имущество ее мужа в обеспечение ее кетубу, он воспользовался правилом, бывшим в ходу при обеспечении коммерческих операций. Существо талмудического закона обязательства, по которому имущество человека является его обеспечением, перешло в отношения брака:

Дочери Лавана жалуются, что отец продал их Иакову и проел их "серебро" (то есть их "деньги невесты").

На следующем этапе муж удерживал деньги за невесту от имени жены. Эта стадия сопоставима с отраженной в элефантинских папирусах V века: невеста "приносит" свою брачную цену, которая ей возвращается при разводе.

На третьей стадии невеста (в обеспечение возмещения при разводе) превращает "деньги невесты" в серебряные предметы, что было обычным способом накопления в древнем мире. Пока еще недостает подтверждений этой последней стадии развития брачных отношений, но раввинский отчет предполагает широкое использование чеканных денег.

Для рядового грека именно приданое отличало законный брак от сожительства. Фарисеи приняли эту идею и не меньше самих греков настаивали на том, что приданое бывает только в законном браке.

ТРИ НОВОВВЕДЕНИЯ ГИРКАНА ОУИ, с.95

САДДУКЕИ

Непонятно происхождение термина и принципы формирования данного движения:

Цадок – первосвященник эпохи Давида? Тогда среди кохенов предполагается раскол? Видимо, правом становиться первосвященником обладали не все аарониды, а только потомки Цадока – цадокиды.

Цадикизм – как комплекс взглядов на закон Моше – только письменная форма, не предполагающая никаких устных дополнений и уточнений. Тогда понятна база последователей – священническая и финансовая элита Иудеи!

Флавий упоминает, что это были богатые и аристократы, точно также и книга Еноха подчеркивает их значительное богатство: крупные землевладельцы, священники, придворные и другие люди подобного рода.

Они поддерживали внешние завоевания, поскольку развитие государства, расширение его границ, открывающий торговые пути захват морского побережья, сама война, - все это приносило большую прибыль богатому аристократическому классу.

Их положение в обществе сходно с положением предшествовавших им Товиадов, и, если действительно слово "саддукеи" означало "сыновья Цадока (Садока)", то это был внешний символ, связывающий саддукеев с иерусалимской аристократией эпохи до восстания Хасмонеев.

Саддукеи изображаются в позднейшей талмудической литературе как люди без религии и морали, а в глазах Еноха это просто язычники.

Надо допустить, что саддукеи были эллинистами, даже крайними эллинистами.

Тора в их глазах, вероятнее всего, не менее свята, чем в глазах фарисеев. Более того, отрицание всех законов, не имеющихся в Торе, должно вести логически к особому подчеркиванию Законов Моисея. Так и было в действительности: саддукеи были строги в своем применении закона, и их законодательные решения ближе к письменному слову Торы, чем взгляды, выражаемые фарисеями.

Но это и не эпикойрос – для них эллинизм был внешним и вполне сочетался с соблюдением еврейского Закона.

Парадокс, в борьбе с фарисейской традицией толкования закона саддукеи не могли сами взять на себя данное истолкование, поскольку не обладали должным умением. Они решили эту дилемму, объявив Закон Моисея не нуждающимся в истолковании, так как все было указано в нем самом, и все в нем является точным.

Таким образом, родилась новая идеология: Письменный закон, противопоставленный закону Устному.

- "А что произойдет с Торой?"

- "Она будет завернута и поставлена в угол, и все, кто желают изучать ее, пусть приходят и изучают".

ФАРИСЕИ

Наследники хасидеев. ОУИ с. 100

Хасмонеи взяли курс на монархию, власть Первосвященника стала светской, между царским двором и иерусалимской аристократией произошло сближение, и вследствие этого фарисеи перешли в оппозицию. Новой силой, к которой обратились фарисеи за поддержкой в своей борьбе с династией, был народ.

Повседневная религиозная и законодательная жизнь народа была основана на Законе Моисея и целиком находилась в руках фарисеев

ЕССЕИ

103 – 76 гг. до н.э. – АЛЕКСАНДР ЯННАЙ

06 апреля

Аристобул не подчинился завещанию отца, захватил власть, заточил мать в тюрьму и уничтожил своих братьев. Он был первым правителем не из рода Давида, кто провозгласил себя царем Иудеи.

Через год он заболел и умер. Шломцион освободила из тюрьмы уцелевших братьев мужа и объявила царем Александра Янная.

Александр Яннай никак не ожидал такого поворота событий.

[…] Этому Яннаю пришлось с первого же момента своего рождения навлечь на себя ненависть отца своего, так что он, вплоть до его смерти, не смел никогда показываться отцу на глаза. Причиной этой ненависти, как говорят, послужило следующее обстоятельство: Гиркан больше всех других детей любил Антигона и Аристобула. И вот, когда он во сне однажды увидел самого Предвечного, то спросил Его, кто из детей будет его преемником. Господь Бог указал на Янная. Тогда Гиркан, огорчившись, что именно этот сын его станет наследником всех его благ, распорядился, когда Яннай родился, отдать его на воспитание в Галилею. Однако предсказание Предвечного Гиркану оправдалось. […]

Иосиф Флавий, Иудейские древности. Кн. 13, 12:1.

Яннай также формировал армию из наемников: их военная подготовка была греческой и, возможно, что греческим был и их разговорный язык.

Яннаю удалось полностью овладеть приморскими территориями от горы Кармель на севере до границы с Египтом на юге.

Печатал монеты для внутреннего и внешнего потребления:

'Ионатан первосвященник и Еврейское собрание",

на двух языках, еврейском и греческом, "Царь Ионатан Александр Басилеос"

Овладел крепостью Гадара в Заиорданье.

Эта победа позволила полностью подчинить всю территорию Палестины.

Широкие слои еврейского населения под руководством прушим противились не только военным мероприятиям царя, но и все усиливающейся неограниченной власти монарха, все возрастающему влиянию цдуким.

Жизнь царского двора была организована по образцу жизни эллинистических монархов. В своей частной жизни Хасмонеи были далеки от аскетизма и величественности, подобающей еврейскому Первосвященнику.

Они были военными вождями, проводившими большую часть времени в сражениях

В один из праздников Суккот Александр Яннай решил исполнить в Храме обязанности первосвященника. Ему подали воду в золотой чаше для возлияния на жертвенник, согласно принятому прушим народному обычаю. Эта заповедь восходит к Устной Торе и совершается только в Суккот.

Дело дошло до открытого конфликта.

Хитрец Флавий вынужден оправдывать Янная:

[…] Взяв затем город и овладев иудеями, он отвел их в Иерусалим и учинил над ними ужасное дело: находясь со своими наложницами в уединенном уголке и пируя там вместе с ними, он велел распять около восьмисот иудеев и перерезать на виду их всех жен и детей. Таким образом, он наказал их за все причиненные ему огорчения и этот способ возмездия превзошел все, что когда-либо совершалось в этом роде. Правда, он чрезмерно и более чем следует пострадал от иудеев, которые угрожали ему постоянными войнами и довели его до крайнего страха за жизнь и за целостность царства, так как они не удовлетворились сами сражаться за себя, но даже повели на него толпу иноземцев и наконец настолько стеснили его, что ему пришлось уступить царю [сирийскому] все владения […], которые он себе подчинил […]. Кроме того, иудеи десятки тысяч раз глумились и насмехались над ним. Однако как бы там ни было, поступать так было явно нелепо, и за свою чрезмерную жестокость он получил от иудеев прозвище "фракиец". Все его противники [фарисеи], число которых доходило до восьми тысяч человек, ночью бежали и находились в изгнании в течение всего времени, что Александр был жив. [Александр], освободясь от их угроз, правил остальное время в полном спокойствии. […]

Иосиф Флавий, Иудейские древности. Кн. 13, 14:2.

6000 иудеев было убито во дворе Храма! После этого народ откровенно возненавидел Янная. Вскоре, когда царь вернулся из неудачного военного похода, в Иерусалиме вспыхнуло восстание.

Враждебно настроенные к Яннаю евреи пригласили царя Сирии Деметрия, который напал на Иудею и в 89 г. до н. э. нанес Яннаю поражение.

Яннай вынужден был бежать и скрываться в горах.

Вскоре царю удалось завоевать крепость, где находилось множество прушим. Все они были пленены и отправлены в Иерусалим.

Александр Яннай жестоко отомстил им: 800 прушим были казнены на крестах - мера наказания, применявшаяся обычно для государственных преступников Рима.

Многим пришлось бежать в Сирию и Египет. Народ прозвал Янная "фракийцем.

Во время разгоревшейся гражданской войны, как уверяет Иосиф Флавий, погибло около 50 000 евреев.

Полезно перелистать книгу Эноха и сравнить с Бен Сирой:

Определенные главы Книги Еноха (84-95) датируются хасмонейским периодом или даже более точно временем Александра Янная. В этих главах социальная ненависть эпохи нашла свое самое сильное выражение.

Автор с яростью говорит о богатых, неправедно наживших свои богатства, угнетающих бедных и преследующих праведников (85:7; 86:8; 87:8-10).

Они верят в свои богатства, но их вера - суета, поскольку грядет им погибель в день суда, и сам Бог возрадуется гибели богачей (84:7-8; Ibid., 10).

Злой смеется над праведным, но в день суда праведный вознесется на небо, в то время как злой будет низвергнут в ад (103:1 ff.; 100:1 ff.).

Бог покарает злых, и праведные примут также участие в мести и будут безжалостно убивать своих угнетателей (88:12). Богатые именуются также "злыми" и "неверными".

Они нарушают законы Торы Моисея (89:2), и автор этого раздела без колебания обвиняет своих врагов в идолопоклонстве (89:9,14).

В течение столетия классовая ненависть стала гораздо острее.

Бен Сира высказывает отрицательное отношение - отношение презрения и насмешки - богатого к бедному, Енох говорит о преследовании.

Бен Сира советует бедному не искать общества богатого, Енох же говорит о настоящей войне.

Бен Сира все еще готов поверить, что богатство не связано с преступлением, у Еноха богатство и преступление идентичны.

Бен Сира полон предчувствия, как бы богатство не привело личность к религиозному греху, в то время как Енох рассматривает богатство как язычество, которому суждено быть уничтоженным мечом.

И если во времена Бен Сиры была еще надежда, что внутренний раздор между двумя частями еврейской общины мог закончиться мирно, то теперь стало ясно, что только открытая война способна решить проблему.

Управление государством взяла в свои руки Шломцион. Своему старшему сыну, Гиркану II, она передала сан первосвященника.

Теперь прушим было возвращено право активно участвовать в жизни Иудеи. Шимон бен Шетах, брат царицы Шломцион, и Иеѓуда бен Табай "восстановили в мире Устную Тору в ее древнейших пределах". Заботились они и об укреплении законности и порядка в стране. Родителей обязали обучать своих детей в школах. В городах и поселениях Эрец Исраэль Шимон бен Шетах основал многочисленные учебные заведения, в которых дети воспитывались в духе Торы под руководством знающих учителей. Система, основанная мудрецом, сохранилась до наших дней, а учебные заведения так и называются - хедер и талмуд Тора.

Заботясь о правах женщин, прушим издали закон, по которому муж при вступлении в брак давал письменное обязательство о выделении жене части своего имущества в случае, если он оставит ее вдовою или разведется. Такое обязательство называется "ктуба".

Введенные цдуким жестокие уголовные законы были заменены более мягкими. Цдуким были оттеснены от законодательной и судебной власти.

Цдуким сплотились вокруг сына царицы Шломцион - Аристобула. Еще при жизни матери он начал готовиться к захвату власти: приближал недовольных военачальников, собирал солдат в верных ему крепостях. Когда царица заболела, честолюбивый Аристобул тайно покинул Иерусалим, чтобы с помощью верных военачальников захватить власть в Иудее.

После смерти Шломцион царем должен был стать ее старший сын, первосвященник Гиркан II. Но Аристобул стремительно двинулся с войсками к Иерусалиму, чтобы силой захватить престол. Гиркан II принял вызов брата. У Иерихона в 67 г. до н. э. произошла битва двух еврейских армий, в которой армия Гиркана II потерпела поражение. Многие его солдаты просто перешли на сторону Аристобула. Испуганный Гиркан II бежал в Иерусалим, заперся в крепости при Храме и признал себя побежденным.

Братья заключили мирный договор, по которому Гиркан II вынужден был отказаться от царского звания, сохранив за собою пост первосвященника. Аристобул был объявлен царем Иудеи под именем Аристобула II. Традиция сохранила описание этих событий: в присутствии народа оба брата подали друг другу руки и обнялись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: