Краткий курс лекций

Классификация конституционно-правовых норм

Конституционное право применяет классификацию правовых норм, которые существуют в общей теории права. Есть нормы КП РФ, которые не подпалают под эту классификацию.

1. Нормы конституционного права подразделяются по территории действия:

- Нормы федерального конституционного права (действующие на всей территории РФ);

- Нормы регионального конституционного права (действующие в пределах территории субъектов федерации);

- Нормы конституционного права, действующие в пределах территории отдельного муниципального образования.

2. По юридической силе:

- Нормы Конституции;

- Нормы ARP$

- Нормы международных договоров;

- Нормы ФЗ и т.д.

3. По роли в механизме правового регулирования:

- Нормы конституционно-материальные (как правило, устанавливают объем, содержание, границы прав,свобод, обязанностей или полномочий различных субъектов права, меры юридической ответственности; пример – положение ч.1 ст.20);

- Нормы конституционно-процессуальные (защита прав и свобод граждан, применение и к тем, и к другим мер конституционно-правовой ответственности).

Оба вида норм, как правило, закрепляются в одних и тех же актах и реализуются одновременно.

Как отличать конституционно-материальные и конституционно-процессуальные нормы:

1. Материальные предполагают ответ на вопрос «что делать?»

2. Процессуальные предполагают ответ на вопрос «как делать?», «как поступать?»

4 – по характеру содеражащегося предписания:
- Управомочивающие – нормы, в которых закрепляются права или свободы личности, а также иногда полномочия органов государства. Пример – нормы ст.71, 72, 73 К РФ.

- Обязывающие – такие нормы устанавливают или конституционные обязанности граждан, или полномочия органов государства

- Запрещающие – нормы, в которых устанавливаются или прямые запреты, или различные виды ограничений прав, свобод, полномочий и т.д.

5 – по степени определенности содержащихся предписаний:

- Конституционно-императивные (устанавливают один вариант поведения или требуют воздерживаться от определенного варианта поведения; есть императивы в виде обязанностей, есть в виде запретов; содержатся в ч.1 ст.54 К РФ, ч.4 ст.111 К РФ);

- Конституционно-диспозитивные (предусматривают или несколько вариантов поведения, между которыми можно совершить выбор, или один вариант поведения, от которого можно воздержаться; содержатся в ч.1 и 2 ст.32 К РФ, ст.17 Закона «О гражданстве» 2002 г.).

Формирование парных категорий. Такие нормы имеют….

1. Нормы операционного или операционального назначения – это нормы, которыми устанавливаются правила опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов. Такими нормами изменяются, дополняются или упраздняются действующие правовые акты.

2. Коллизионные нормы в конституционном праве. Устанавливают порядок разрешения юридических коллизий, а также правила применения юридических норм, обладающих различной юридической силой.

3. Нормы-гарантии – такие нормы устанавливают способы обеспечения или защиты различных прав, свобод, обязанностей или полномочий, например, ч.4 ст.125 К РФ)

Конституционно-правовые институты. Понятие и виды. Система конституционного права

Понятие

Конституционно-правовой институт – система однородных норм конституционного права, которыми регулируются сходные общественные отношения, складывающиеся в сфере основ конституционного строя, основ правового положения личности, федеративного устройства страны, организации проведения выборов и референдума, а также организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.

1. Конституционно-правовые институты, как правило, имеют связь с однородными нормами в других отраслях права. Поэтому многие институты в конституционном праве являются комплексными. Например, институт гражданства, депутатов государственной думы и членов совета федерации. Нормы также и административного, трудового, уголовно-процессуального права и права социального обеспечения.

2. Конституционно-правовые институты, как правило, состоят из норм, обладающих различной юридической силой, включая нормы конституции.

3. В конституционно-правовом институте присутствуют элементы различных видов юридической ответственности наряду с мерами конституционно-правовой ответственности.

Структура и содержание института гражданства

Конституционно-правовой институт, как правило, складывается из норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

1. Нормы конституции, принципы российского гражданства.

2. Нормы федерального закона 2002 года «О гражданстве РФ», в которых закрепляются основание и порядок приобретения и прекращения гражданства. Международный договор может установить условия и порядок приобретения двойного гражданства, установить специальные требования упрощенного приобретения гражданства РФ или сократить срок проживания или рассмотрения документов по вопросам гражданства. Например, договор между РФ, Киргизией, Казахстаном.

3. Нормы положения утвержденного указа президента «О порядке рассмотрения вопросов гражданства». В нем закрепляются виды документов, сроки их рассмотрения органами государства, ведающими вопросами гражданства.

4. Нормы инструкций и административных регламентов.

1 и 2 – слой конституционного права. 3 и 4 – административного.

Виды конституционно-правовых институтов:

1. Институты общей части конституционного права. Институт конституции РФ. Институт основ конституционного строя. Этот институт устанавливает конституционные принципы организации деятельности государства, его органов, а также гражданского общества, местного самоуправления. Некоторые авторы к институтам общей части относят основы правового положения личности и правовые основы российского федерализма.

2. Институты особенной части конституционного права. Институт основ правового положения личности. Институт федеративного устройства страны. Институт избирательного права и процесса. Референдумное право. Институт системы органов государственной власти. Институт конституционных основ местного самоуправления.

3. Другие виды конституционно-правовых иснтитутов. Почитать в литературе. Кутафин «Предмет конституционного права». Богданова «Система науки конституционного права».

Конституционно-правовые отношения. Понятие и виды.

Конституционно-правовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами права, формами их взаимных прав и обязанностей. Имеют двойственную природу и одновременно выступают как правовые и политические отношения. Правовой характер эти отношения приобретают в силу установления нормами конституционного законодательства прав, обязанностей или полномочий субъектов конституционного права. Политический характер конституционно-правовых отношений проявляется в сфере организации деятельности органов государственной власти, их формирования через выборы или сходные институты. Сердцевиной политических отношений в конституционном праве являются власть и отношения, возникающие по поводу организации деятельности.

Виды конституционно-правовых отношений. Классификация конституционно-правовых отношений производна от классификации конституционно-правовых норм.

1. Конституционно-правовые отношения подразделяются на 2 вида по содержанию регулирования общественных отношений: 1) властеотношения, урегулированные нормами конституционного права; 2) отношения, связанные с непосредственной реализацией прав, свобод граждан или исполнения ими обязанностей.

2. По сроку действия конституционно правовые отношения подразделяются на постоянные и временные. Постоянные – правовые состояния. Законом не устанавливается определенный срок реализации прав, свобод, обязанностей. Временные возникают на основе норм, которыми предусмотрен срок реализации прав, свобод или обязанностей или установлены начальная и конечная стадия возникновения и прекращения правоотношений. Временный характер имеют избирательные правоотоношения. Избирательные правоотношения начинаются с издания акта о назначении выборов.

3. Конституционно-правовые отношения подразделяются на конституционно-материальные и конституционно-процессуальные. Конституционно-материальные возникают вследствие реализации материальных норм конституционного права, предусматривающих содержание прав, обязанностей, свобод, полномочий органов государства. Обычно одновременно возникают и процессуальные отношения с участием органов государства и издания правоприменительных актов. Конституционно-процессуальные отношения возникают в сфере избирательного процесса, законодательного процесса, порядка рассмотрения дел в конституционном суде. Конституционно-процессуальные отношения возникают вследствие реализации процессуальных норм конституционного права или норм-гарантий, предусматривающих использование процессуальных средств защиты.

4. Конституционно-правовые отношения подразделяются на отношения общего характера, правовые состояния, конкретные правоотношения. Отношения общего характера, как правило, возникают вследствие реализации норм-принципов, норм-задач, норм-целей. У таких отношений круг субъектов четко не определен, их взаимные права и обязанности, как правило, конкретизируются другими нормами или иными законами. Пример: ст.10 Конституции РФ (о разделении государственной власти на законодательную и исполнительную). Правовые состояния возникают на основе норм статусного характера. В таких отношениях отражаются конституционно-правовые характеристики различных органов государства, территориальных образований или индивидуальных субъектов, граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан. Конституционно-правовые состояния – состояния в гражданстве РФ, правовые статусы беженцев, переселенцев, лиц, получивших политическое убежище. В правовых состояниях определены субъекты отношений, у которых может быть различный объем прав, свобод, обязанностей в зависимости от обладания ими иными статусами и характеристиками. Конкретные правоотношения возникают на основе норм правил поведения, например, это нормы, устанавливающие конституционные праваЮ свободы, обязанности или нормы компетенционные (устанавливают полномочия органов государства).

Субъекты конституционно-правовых отношений

В России пока не устоялась классификация субъектов конституционно-правовых отношений. Ряд авторов предлагает использовать существующую в сравнительном конституционном праве классификацию на 2 большие группы. 1 – индивидуальные субъекты. 2 – коллективные субъекты.

1. Индивидуальные субъекты. Основной вид – граждане РФ, постоянно или преимущественно проживающие на ее территории. Такие граждане обладают наибольшим числом конституционных прав и свобод. Если гражданин РФ проживает или находится за границей, он вправе вступать в конституционно-правовые отношения по вопросам изменения российского гражданства, по вопросам участия в выборах президента РФ, участия в референдуме РФ в случаях, предусмотренных российским законодательством. Второй вид -0 иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие постоянно или временно на территории РФ. В отношении таких лиц применяются положения федерального закона 2002 года (закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). Нормы данного закона в одинаковой степени ограничивают права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в политической сфере. Лица без гражданства обладают тем же объемом прав и свобод, что и иностранные граждане, за исключением случаев, предусмотренных федеральнм законодательством и международными договорами. Лица с двойным гражданством. Одно из них – гражданство РФ. В отношении таких лиц федеральным законом или международным договором могут быть предусмотрены особенности правового положения. В федеральном законодательстве предусматриваются ограничения политических прав лиц с двойным гражданством – граждан РФ. В отношении их ограничивается пассивное избирательное право, право на государственную и муниципальную службу, ряд других прав.

2. Индивидуальные субъекты со специальным правовым статусом: беженцы, вынужденные переселенцы, лица, получившие политическое убежище.

3. Индивидуальные субъекты с публично-властными полномочиями. Это президент РФ, председатель правительства, руководители федеральных органов исполнительной власти, отдельные депутаты государственной думы, члены совета федерации, губернаторы, главы республик, депутаты законодательных органов субъектов федерации, руководители исполнительных органов государственной власти РФ (руководители департаментов, правлений), главы муниципальных образований, депутаты исполнительных органов муниципальных образований.

2… Коллективные субъекты. Подразделяются на органы государственной власти и местного самоуправления. Речь идет о коллегиальных органах. В качестве субъектов кнституционно-правовых отношений такие органы выступают вне зависимости от обладания ими правами юридического лица. Законодательное собрание Новосибирской области обладает правами юридического лица и является коллективным субъектом. Создаваемые законодательным органом комитеты или комиссии такими правами не обладают. Но являются субъектами конституционно-правовых отношений. Ключевой критерий – нормы конституционного законодательства должны предоставлять таким субъектам права, обязанности и полномочия в законодательной сфере. Для огранов государственной власти и органов местного самоуправления, как правило, применяется распорядительный порядок приобретения прав юридического лица. Данный порядок предполагает: 1) федеральным законом или законом субъекта федерации предусматривается обязательное наделение правами юридического лица создаваемого или учреждаемого органа государства или местного самоуправления; 2) федеральный закон может предоставить право отдельным органом государства или местного самоуправления принимать решения о предоставлении прав юридического лица иным органам государства или местного самоуправления. Книга «Юридическое лицо публичного права» (Чирков). Органы государства и местного самоуправления проходят государственную регистрацию в качестве юридических лиц в установленном федеральным законодательством порядке с особенностями, характерными для некоммерческих организаций.

Пллитические партии, иные общественные объединения, религиозные организации, иные некоммерческие организации. Федеральное законодательство вправе установить в качестве обязательного требования для общественных объединений или иных некоммерческих организаций обладание правами юридического лица для того, чтобы вступать в конституционно-правовые отношения. В частности такое требование содержится в федеральном законе 2001 года «О политических партиях». Партия не может реализовывать свои права, если она не приобрела права юридического лица. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях предусматривает, что права религиозных организаций могут реализовываться такими организациями после из государственно йрегистрации и обладания правами юридического лица.

Территориальные образования, к которым относится РФ, как государство, субъекты РФ, административно-территориальные образования со специальным статусом, например, закрытые, наукограды, муниципальные образования различных видов.

Социальные общности, к которым относятся: 1) избиратели в РФ; 2) коренные малочисленные народы; национальные меньшинства, проживающие на территории РФ и отдельных субъектов

Источники конституционного права РФ

Подходы к пониманию источников конституционного права.

1. Источники конституционного права в формальном смысле: нормы конституционного права и содержащие их НПА контситуционного законодательства, которыми регулируются вопросы конституционного характера, а также иные вопросы, которыми …особых конституционных правовых гарантий.

2. Источники конституционного права в материальном списке. Это социально-экономические и политические услуги, разработки и принятие актов конституционного законодательства, а также правовая идеология и правовые доктрины, которые положены в основу таких актов.

Подходы к классификации источников конституционного права

В формальном смысле могут быть разграничены по нескольким основаниям: 1) по юридической силе правового акта; 2) по территории действия акта; 3) по наименованию органов государства, которое принимает; 4) по предмету правового регулирования; 5) с точки зрения правовой природы и предназначения органов государства, а также функции, которые они выполняют.

Территория действия и юридическая сила правового акта

С этой точки зрения источники подразделяются следующим образом.

1. Федеральные источники конституционного права. Нормативно-правовые акты конституционного законодательства, принятые федеральными органами государственной власти и действующие на всех территории РФ. Данный вид источников может приниматься посредством общероссийского референдума в отношении актов, предусмотренных конституцией и ФКЗ «О референдуме в РФ»; Конституция РФ, законы о поправках конституции, ФКЗ, ФЗ, акты палат федерального собрания, указы и распорядения президента, постановления и распоряжения правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ. Такие решения по юридической силе приравниваются к положениям конституции РФ. К группе федеральных источников конституционного права относятся международные договоры РФ, которые прошли процедуру ратификации и вступили в силу для РФ. В российской юриспруденции существует несколько подходов определения соотношения международного договора и конституции и международных договоров и законодательства РФ. Согласно ч.4 ст.15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Под термином закон с одной точки зрения следует понимать все виды законов, действующих на территории РФ включая конституцию РФ. Под законом понимаются федеральные конституционные законы, федеральные заокны, конституции, уставы и законы субъектов федерации. Не входят в эту группу Конституция РФ и законы о поправках Конституции РФ. Согласно ч.2 ст.125 Конституции конституционный суд вправе рассматривать на соответствие конституции не вступившие в силу международные договоры. Если конституционный суд признает положения международного договора противоречащими конституции, такой договор не может быть ратифицирован и введен в действие на территории РФ. Международный договор, признанный противоречащим конституции, должен быть введен в действие на территории РФ в силу заинтересованности государства. Могут применяться два способа разрешения противоречий. 1. Изменения международного договора или ратификация этого договора с оговоркой, исключающей действие неконституционных положений. 2. Изменение положений конституции с исключением текста, признанного неконституционным. К группе федеральных источников конституционного права примыкают внутренние государственные договоры. По мнению Кутафина, данный вид источников надо относить к федеральным региональным. По дейсвтующему федеральному закону об общих принципах организации законодательные, исполнительны органы государственной власти РФ обладают юридической силой федерального закона. Региональные источники конституционного права / источники конституционного права РФ. НПА, принятые органами государственной власти субхектов федерации по вопросам конституционного характера и действующие в пределах территории отдельных субъектов федерации. Избиратели на референдуме субъекта федерации вправе принимать НПА, предусмотренные федеральным и региональным законодательством. В сложносоставных субъектах федерации есть особенности действия устава и законодательства края или области, в состав которых входят автономные округа. Действует не один, а 2 или 3 устава, по числу входящих округов.

К региональным источникам конституционного права относятся конституции и уставы субъектов федерации (обладают одинаковой юридической силой и регулируют сходный круг отношений). Различия между уставом и конституцией заключаются в способах принятия. Конституция республики может быть принята двумя способами: на республиканском референдуме и парламентом республики. Уставы иных субъектов федерации могут быть приняты только законодательным органом субъекта федерации.

Законы субъектов федерации. Принимаются по 2 видам вопросов: 1) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения; обладают правом …регулирования, но в случае появления федерального закона по вопросам совместного ведения, субъекты федерации обязаны изменить или дополнить свое законодательство в соответствии с требованиями федерального закона в течение 3 месяцев; 2) законы субъектов федерации по вопросам их собственного ведения; согласно ч.6 ст.76 Конституции, в случае противоречия между федеральным законом и НПА субъекта РФ, в том числе и законам, действует НПА субъекта РФ. Данное конституционное положение не имеет судебного и процессуального механизма обеспечения. Профессор Краснов считает это контситуционное положение отмирающим. Помимо законов – это постановления законодательного органа субъектов федерации, в наличии павлатной структуры – постановления палат.

Указы или постановления и распоряжения высших должностных лиц субъектов федерации. Указы глав республик, отдельных губернаторов, постановления губернаторов и глав администрации субъектов федерации.

Постановления администраций или правительств субъектов федерации. Они выступают нормативными актами или издаются за подписью губернатора.

В соответствии с Конституцией или уставом РФ, отраслевым органам исполнительной власти может быть предоставлено право на издание НПА. Это могут быть приказы или иные акты. Источник регионального конституционного права – решения конституционных или уставных судов субъектов федерации. По юридической силе такие акты приравниваются к положениям устава или конституции субъектов федерации.

Источники конституционного права, принятые и действующие в пределах территории муниципального образования. ФЗ № 31 об общих принципах организации местного самоуправления называет данную категорию муниципальными правовыми актами. Это правовоые акты, издаваемые органами местного самоуправления и действующие на территории данного муниципального образования. К числу их относятся уставы муниципальных образований, решения представительного органа, постановления и распоряжения главы муниципального образования или местной администрации, приказы и иные акты, издаваемые руководителями территориальных администраций или структурных подразделений местной администрации. В субъектах федерации, имеющих сложную составную структуру, могут действовать внутригосударственные и внутригосударственные договоры по рахгараничению предмета ведения полномочий.

Конституция РФ. Теоретические основы и практика реализации

Понятие и юридические свойства конституции, их значение в правовой системе России.

Конституционное право РФ использует подходы к пониманию конституции, сформировавшиеся в науке сравнительного конституционного права.

Термин «конституция»в РФ стал использоваться в начале XX века для обозначения основных государственных законов РИ от 23.06.1906 года. Это первая монархическая конституция РФ, которая установила консервативную дуалистическую монархию. Первая советская конституция – конституция РСФСР 1928 года, впоследствии термин «конституция» использовался с термином «основной закон» в наименовании союза конституции 24, 36 и 77 годов.

Юридические свойства конституции:

1. Конституция обладает учредительным характером, ее нормы учреждают систему органов государства, обеспечивает преемственность деятельности ранее созданных органов, устанавливают основы различных элементов государственного и общественного строя. Констиуция 1993 года учредила новый парламент, совет федерации. Президент, правительство проолжили осуществлять свои полномочия по новой конституции. Конституционный суд изменил свой состав, полномочия, организационно-правовую деятельность после принятия конституции. П.3 р.2 К: президент РФ, избранный в соответствии с К РФ, осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока избрания.

2. Верховенство К. Впервые это свойство закреплено в ч.2 ст.4 Конституции. Это значит, что К возглавляет иерархию НПА в стране и обладает приоритетом применения по отношению к иным НПА. Верховенство К является содержательной частью принципа верховенства федерального права. К предусматривает принципы и нормы, в соответствии с которыми должна осуществлять правотворческая и правоприменительная деятельность органов гоударства Российской Федерации. При это ФЗ вправе конкретизировать конституционные положения, обеспечив их механизмом реализации на всей территории РФ. Субъекты федерации вправе конкретизировать конституционные положения только в случаях и по вопросам, предусмотренным в конституции и ФЗ.

3. Высшая юридическая сила К. Ч.1 ст.15 К. Имеет 2 аспекта: материальный и формальный. Высшая юридическая сила в формальном смысле означает, что НПА должны приниматься в соответствии с процедурой, установленной конституцией. Оценка таких актов производится конституционным судом по критериям формальных законов. Форма актов, порядок его принятия, подписания, опубликования, вступления в силу.

4. Высшая юридическая сила в материальном смысле.Н пПА, изданные на основе исполнения конституционных положений, не долждны противоречить им по содержанию.При анализе конституционных принципов конституционный суд вправе давать официальное толкоание конституционных положений, используя различные виды и способы толкований. Если ФЗ устанавливаются правила, которые не регламентируются конституцией, то оценка таких правил затруднительна. Все зависит от политического аспекта.

5. Прямое действие конституции. В советский период конституции не обладали жффектом прямого действия, так как из нормы не применялись в судах при разрешении дел. 1999 – пленум ВС принял постановление от 31.10.1995 года о некоторых вопросах применения конституции судами при осуществлении судопроизводства. В нем ВС впервые сформулировал требования судебного применения конституции и указал на право судов обращаться в конституционный суд с оценкой конституционности закона примененного или подлежащего применению. 1998 – конституционный суд вынес постановление по делу о трактовании ст.125, 126, 127 конституции

Конституционный суд уполномочен давать официальное толкование конституции, разрешать споры о компетенции, оценивать конституционность НПА и договоров, перечисленных в ч.2 ст.125 Конституции. Вправе осуществлять конкретный контроль по жалобам граждан и их объединений, а также запросам судейства.

Президент обладает ограниченными правами и полномочиями как гарант конституции. Ч.3 ст.115 Конституции – президент вправе отменить постановления и заключения правительства в случае их противоречия конституции, федеральным законам или указам президента. Президент согласно ч.2 ст.85 вправе приостановить действия актов, органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противорчеия их конституции. Президент вправе применить вето в отношении федеральных законов, принятых федеральным собранием по мотивам их конституционности.

Президент вправе обращаться в конституционный суд с оценкой конституционности вступивших в силу НПА, указанных в ч.2 ст.125 Конституции.

2009-2010 – в законе «О конституционном суде» внесены поправки, которые ограничивают организационную самостоятельность конституционного суда.

Конституция обладает усложненным порядком пересмотра и внесения поправок. Гарантия справедливости конституционных норм.

Сущность конституции: основные элементы сущности, развитие сущности конституции РФ. Основной элемент сущности конституции: 1) совокупность интересов социальных слоев и классов, которая нашла отражение в тексте конституции; 2) государственная воля политических сил …; 3) легитимность… степень легитимности определяется уровнем поддержки конституционных норм различными социальными слоями, классами после того, как она начинает действовать.

По развитию сущности конституции выделяют советский и постсоветский период:

1. Конституции России были основные государственные законы 1906 года, введенные в действие актом монарха. Это была монархическая цензостная конституция, которая предусматривала создание системы монархического конституционализма, такой конституционализм базировался на дарованной конституции и обеспечивал наивысшее положение монарха в системе органов государственных должностей.

2. Сущность конституции союзного и республиканского …не претерпела изменений.

Конституционные поправки – частичное изменение конституционных положений, вследствие которой нормы конституции дополняются, изменяются или упраздняются.

Конституция 93 года предусматривает различные процедуры ересмотра и изменения собственных положений.

1 процедура, которая предусматривается гл.9, - пересмотр конституции. Согласно ст.134, инициатива по предусмотру конституции принадлежит президенту РФ, совету федерации, государственной думе, совету РФ, законодательным органам субъектов федерации, группам депутатов государственной думы и членам совета федерации.

Конституционное собрание вправе разработать проект новой конституции.

Пересмотр конституции с 93 по 11 год в РФ не осуществлялось.

2 способ. Порядок внесения поправок в главы с 3 по 8. За исключением ст.65 Конституции. Круг лиц, обладающих правом инициировать поправки, устанавливается ст.34 К. Текст ст.136 указывал, что поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. Неясный смысл ст.136 предопределил обращение с запросом в конституционный суд. 31.10.1995 года конституционный суд принял постановление по делу о толковании ст.136 Конституции. В этом постановлении суд выявил отличие процедуры принятия поправок от процедуры принятия ФКЗ. Круг субъектов, наделенных правом внесения предложения о поправках, уже, чем тот, который указан в ст.104 Конституции (там указан круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы). Для принятия поправок требуется их одобрение органами законодательной власти не менее 2-3 субъектов федерации. По мнению суда поправки принимаются не в форме ФКЗ, а в форме особого правового акта закона РФ о поправке или поправках конституции. В этом же постановлении конституционный суд допустил возможность принятия специального федерального закона, регламентирующего порядок принятия и вступления в силу поправок. Данная правовая позиция суда – от 4.03.1998 года (Закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок конституции РФ»). В соответствии с данным законом сначала закон о поправке принимается обеими палатами Федерального Собрания. При этом требуется одобрение не менее 2/3 депутатов государственной думы и не менее ¾ от общего числа членов совета федерации. После одобрения палатами закон о поправках передается на осмотрение законодательным органом субъекта федерации. 1 год – предельный срок рассмотрения закона о поправках в региональных парламентах. Субъект вправе установить дополнительное правовое регулирование порядка голосования за или против закона о поправке. Совет Федерации по истечении 1 года или в более ранний срок подводит итоги голосований законодательных органов субъектов федерации. По итогам голосования принимается постановление совета федерации. Закон может быть обжалован в Верховный Суд.

2008 – по инициативе президента приняты и одобрены субъектами федерации 3 поправки к Конституции. 1 – увеличение срока полномочий президента с 4 до лет. С 2012 года или с момента назначения президента. 2 – увеличение срока полномочий депутатов государственной думы с 4 до 5 лет. Поправка применяется с 2011 года. 3 – государственной думе предоставлено право заслушивать ежегодные отчеты правительства РФ. Правительство 3 раза отчитывалось перед государственной думой.

3 способ – порядок изменения положений ст.65 Конституции. Конституция предусмотрела различные процедуры для изменения различных элементов содержания ст.65.

1) Изменение наименования субъекта федерации.

Согласно ч.2 ст.137 Конституции новое наименование субъектов федерации подлежит включению в ст.65 конституции. Из этой статьи не было ясно, какой орган и в каком порядке включает новое наименование. В постановлении от 28.11.1995 («По делу о толковании ч.2 ст.137 конституции») суд указал: 1) за субъектами федерации сохранается право на изменение собственного наименования. Новые наименования субъекта включаются в ст.65 в упрощенном порядке (указом президента РФ о приведении названия субъекта в соответствии с решением субъекта федерации). В реальной практике указами президента обеспечивается при переиздании текста конституции включение нового наименование субъекта РФ в ст.65. Конституционный суд не исключил возможности дополнительного регулирования ч.2 ст.237 Конституции Федеральным законом.

2) Изменения состава РФ, а именно количественного состава субъектов федерации. До 2001 года порядок изменения состава РФ законодательно не регулировался. Согласно ч.1 ст.137 конституции для изменения состава РФ должен быть принят ФКЗ. ФКЗ от 2001 «О порядке ринятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта федерации. Второй закон, предусмотренный в этой части, до сих пор не принят. Предусмотрел 2 процедуры изменения состава РФ. 1 – принятие в РФ части или в целом иностранного государства и образование в ее составе нового субъекта федерации. Заонк гарантировал, что такая процедура должна предусматриваться международным договором и принятием ФКЗ. Международный договор заключается о передаче части территории РФ или о рисоединении иностранного государства РФ. Если присоединяется государство в целом, ему гарантируется статус республики в составе России. Если присоединяется часть иностранного государства, то статус такой территории должен определяться международным договором и принятым в его развитии ФКЗ. Данная процедура могла быть использована в период правления В.Путина на посту президента с 2001 по 2004.

3) Изменения конституционно-правового статуса субъекта федерации.

Порядок изменения конституционно-правового статуса субъекта федерации должен регулироваться ФКЗ. Частично вопросы изменения конституционно-правового статуса регулируются ФКЗ от 2001 года «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта федерации». Когlg происходит обхединение 2 или более субъектов федерации? В процессе объединения может появляться новый вид и новое наименование субъекта федерации, а может сохраняться старое наименование и старый вид.

Толкование конституции РФ

В доктрине конституционного права понятие «толкование конституции» основывается на теоретических представлениях о толковании права.

В ФКЗ «О КС» нет легального определения толкования конституции. По толковании. Конституции доктрина понимает процедуру уяснения и разъяснения смысла и содержания конституционных норм, которые являются обязательными для различных субъектов права. Советские конституции не предусматривали институт собственного толкования.

С 90 по 93 год, когда на территории СССР и РСФСР действовал съезд народных депутатов и верховный совет, конституция закрепляла право верховного совета толковать положения законов. В практике деятельности съезда народных депутатов сформировалось правило о том, что данный орган в праве давать толкование конституции, т.к. съезд народных депутатов имел право принимать поправки к конституции или новой конституции.

При разработке конституции 93 года было принято решение закрепить специальную процедуру нормативного и абстрактного толкования конституции в ч.5 ст.125 конституции.

Конституция 93 года предусмотрела, что конституционный суд является специализированным органом, который осуществляет официальное, то есть общеобязательное толкование конституционных норм. Конституция предусмотрела возможность давать казуальное толкование конституционных норм конституционным судом при рассмотрении bys[ категорий дел, предусмотренных ст.125 конституции.

Цели толкования конституции:

1. Обеспечение единообразного понимания и применения конституционных норм на всей территории РФ.

2. Выявление и устранение пробелов, дефектов конституционных норм, которые возникают в ходе реализации органами государства своих правотворческих и правоприменительных полномочий. Конституционный суд устранил существовавшие пробелы в реализации конституционных положений и законодательной конкретизации.

3. Обеспечение положения конституции необходимым механизмом реализации и создать гарантии для реализации установленных в конституции прав, свобод и обязанностей.

Процедуры осуществления толкования конституции

Порядок рассмотрения дел о толковании конституции в рамках специальной конституции осуществляется ФКЗ «О КС». Ч.5 ст.125 – перечень субъектов, имеющих право обращаться с вопросом о толковании. Это президент РФ, совет федерации, государственная дума, правительство, органы законодательной власти субъектов федерации. С 94 по 2010 год КС рассматривал дела о толковании конституции в рамках пленарного заседания, в котором участвовали все судьи этого органа. Принималось постановление по делу о толковании отдельных положений конституции. Закон о КС не допускал возможности изменения правовой позиции КС по делам о толковании конституции. С 95 по 2011 год было принято 12 постановлений КС о толковании конституции. Наибольшую активность реализации этого полномочия суд проявил в период с 95 по 2001 год. С 2001 по 2011 год КС принимал только отказные определения по запросам о толковании конституции.

ФКЗ от 3.11.2010 года внес изменения в организационно-правовые формы деятельности конституционного суда. Ликвидированы палаты конституционного суда. Все полномочия конституционного суда стали рассматриваться в общих заседаниях, которые рассматривались пленарно. Рассмотрение дел о толковании конституции возможно заседание конституционного суда со слушанием дела.

В случае принятия постановления по делу о толковании конституции оно приобретает характер нормативного предписания, которое носит общеобязательный характер и по юридической силе приравнивается к положениям конституции.

Конституционный суд не всегда давал безупречное толкование положений конституции. Так нельзя назвать безупречными положения о толковании ч.4 ст.105 и ст.106 Конституции РФ.

Рекомендации по совершенствованию законодательства, обеспечивающего реализацию принципа политического многообразия:

1. Закон о политических партиях нуждается в следующих совершенствованиях: а) предусмотреть возможность создания региональных и межрегиональных политических партий с правом участвовать на региональных и муниципальных выборах; б) снизить численность политических партий для федеральных партий (сейчас действует требование 45000, с 1.01.2012 – 40000) до 20000-25000, для межрегиональных политических партий ввести норму о численности в зависимости от количества субъектов федерации, на территорию которых распространяется деятельность политических партий (на каждый субъект федерации – не менее 1000 членов); в) упростить процедуру создания и регистрации политических партий.

2. Законодательство о выборах в депутаты государственной думы требует совершенствования: а) ФЗ «О выборах в депутаты госдуарственной думы» должен снизить барьер до 5 процентов и разрешить создание избирательных блоков между федеральными политическими партиями, допущенными к участию в выборах; б) закон мог бы предусмотреть правило о предоставлении определенного количесвта депутатских мандатов политическим партиям, набравшим от 1 до 3 и от 3 до 5 процентов голосов избирателей.

3. Нуждается в совершенствовании законодательство о статусе депутатов государственной думы и членов совета федерации. Депутаты госдураственной думы, действующие в рамках фракции, обладают полузависимым от политических партий мандатов. При этом избиратели не вправе оценивать личные и профессиональные качества кандидатов в ходе избирательной компании, а также применять процедуру отзыва к депутатам госдуарственной думы. Создание округов на выборах гомсдуарственной думы с выдвижением по этим округам партийных списков с предоставлением права отзывать избранных в рамках этого избирательного округа.

Принцип идеологичского плюрализма. Ч.2 ст.13 Конституции – никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ предусматривается идеологическое многообразие. Принцип идеологического многообразия является сравнительно новым в конституционном праве РФ, в советских конституциях он отсутствовал в силу признания в качестве официальной марксистско-ленинской идеологии. В конституции 93 года деидеологизирована конституционно-правовая доктрина, что обеспечило появление новых правовых, государственных, социально-экономических и иных идей и взглядов. Появились 2 направления с точки зрения понимания этого принципа:

1. Направелние, поддерживающее идеологический манизм в государственно-правовом строительстве и практике. Суть в том, что каждое государство должно иметь официальную идеологию и утверждать и обеспечивать реализацию этой идеологии через правовые нормы и судебную практику.

2. Направление идеологического плюрализма. Органы государства должны обеспечивать возможность раличным политическим партиям и общественным объединениям формировать, отстаивать и распространять свою идеологию. Господство определенной идеологии должно основываться на электоральных предпочтениях, результатах выборах, соперничестве политических партий при проведении выборов. Конституция 93 года устанавливает конституционную идеологию, основанную на свободе выражения политических идей и взглядов, а также на праве граждан отстаивать, распространять свои политические убеждения. Идеологическое многообразие обеспечивается при организации проведения различных выборов, также она обеспечивается в сфере СМИ, в сфере реализации личных прав человека и гражданина, таких, как свобода слова, свобода печати, определенные культурные права, свобода творчества, право на создание интеллектуальных продуктов и т.д.

Особенности республиканской формы правления в России

Ст.1 устанавливает республиканскую форму правления, но не называет вид республики в РФ. В сравнительном конституционном праве получили распространение 2 подхода к регулированию формы правления в нормах конституции.

1. Сформировался в конце 18 века, сформировала этот подход конституция США. Нормы конституции провозглашают республиканскую форму правления, а конкретная разновидность республики определяется по характеру взаимоотношений между главой государства, правительством и парламентом.

2. Конституции, принятые после 2 мировой войны, стали устанавливать конкретные разновидности формы правления в условиях заимствования либо парламентской республики, либо парламентской монархии. В конституции 93 года предусматривается полупрезиденсткая-полупарламентская республика с доминирующим положением президента в системе органов государственной власти. Данный вид республики обладает чертами, характерными как для президенсткой, так и для парламентской республики. Президент РФ избирается на основе всеобщих и прямых выборов и получает свой мандат непосредственно из рук избирателей. Эта черта характера для президентской республики. Президент располагает собственными полномочиями, которые позволяют ему действовать независимо от правительства РФ, формировать правительственную политику, основные направления внешней и внутренней политики государства.

3. Формально по конституции президент не относится к исполнительной власти, но обладает полномочиями по формированию правительства, а также осуществляет выработку основных направлений деятельности правительства, а также решает вопрос об ответственности отдельных членов и всего состава правительства. Характерен дуализм исполнительной власти, при котором исполнительно-распорядительная деятельность, и полномочия в этой сфере разделены между президентом и председателем правительства. Конституция предусматривает элемента парламентаризма в виде политической ответственности правительства перед государственной думой. Государственная дума вправе выразить недоверие правительсту, однако отставку правительства принимает президент, который вправе не согласиться с решением государтвенной думы о недоверии правительства. В период с 94 по 2004 год в России формировалось так называемое служебное правительство. Члены такого правительства по предложению председателя правительства без учета их партийной принадлежности, а также мажоритарного фактора в парламенте. В период с 2004 по 2008 год шел процесс формирования партийного правительства, которое основывалось на основе парламентского большинства. Только в 2008 году предстедатель правилельства стал лидером партии парламентского большинства, а правительство стало носить партийный характер. Республиканская форма правления нуждается в совершенствовании, в частности необходимо устранить разделение руководящих функций федеральными органами исполнительной власти между президентом и председателем правительства.

Федеративное государство как основа конституциооного строя.

Гражданства лишались люди, выехавшие временно за пределы СССР. Гражданства лишались лица, которые вели антисоветскую пропаганду и агитацию и которым предлагалось выехать за пределы СССР (добровольно-принудительная высылка).

Закон СССР 1978 года впервые предусмотрел 2 основания лишения советского гражданства: 1) за действия, порочащие высокое звание гражданина СССР; 2) за действия, наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

Закон «О гражданстве» СССР 1990 года устранил в качестве основания лишения гражданства действия, порочащие высокое звание гражданина.

Действующая конституция и законодательство не дифференцирует круг лицпо основанию их приобретения гражданства, с точки зрения лишения их этого гражданства.

Принцип запрета высылки и выдач гражданина РФ иностранному государству. Данный принцип сформулирован в ч.1 ст.61 Конституции и в ч.5 ст.4 Закона. Запрещается высылка гражданина РФ в случае им на территории России преступления или иного правонарушения, а также высылка не может предусматриваться в качестве меря государственного принуждения в административном или уголовном праве. Российское законодательство вправе предусматривать институт высылки или сходные с ним институты в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые нарушают на территории РФ миграционное законодательство. Аналогом высылки является административное выдворение и департация иностранных граждан в случае нарушения ими миграционного законодательства. Запрещается выдача гражданина РФ в случае совершения им преступления или иного правонарушения на территории иностранного государства, когда такой гражданин не был задержан правоохранительными органами такого государства или аналогичными органами третьих стран и вернулся на территорию РФ. РФ вправе требовать выдачи гражданина РФ, если такое лицо совершило преступление на территории России, выехало за границу и находится или постоянно проживает на территории другого государства.

Принцип открытого и свободного гражданства. Косвенно данный принцип закрепляется в ч.1 ст.6 Конституции, в ч.4 ст.4 Закона и ч.6 ст.4. Гражданство носит открытый характер, т.к. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. В законе 2002 года написано, что лица без гражданства вправе на общих основаниях приобретать гражданство РФ. Дети, рожденные на территории РФ о лиц без гражданства, приобретают гражданство РФ. Закон о гражданстве допускает свободное изменение гражданства РФ, если для этого нет препятствий, установленных законом. Такие препятствия устанавливаются в ст.20.

Ряд принципов гражданства содержится в гл.1 Закона и в гл.2 Конституции.

Принцип двойного гражданства. Впервые институт двойного гражданства был закреплен законом РФ 1991 года. Ст.62 Конституции. Ст.6 ФЗ. Институт двойного гражданства был введен в 1991 году для его использования на постсоветском пространстве в качетсве инструмента поддержания правовых связей между русскоязычными гражданами СССР, проживающими на территории бывших союзных республик и их родственниками на территории РФ. Закон 1991 года устанавливал несколько требований к приобретению двойного гражданства. 1 – наличие ходатайства лица о приобретении двойного гражданства на имя президента РФ. 2 – принятие президентом РФ или соответствующим органом другого государства решения о предоставлении двойного гражданства (наличие разрешения). На предложение РФ заключить международный догово согласились 2 государства – Таджикистан и Туркменистан. После принятия ФЗ 2002 года изменился подход для регулирования двойного гражданства. Согласно ст.6 закона, на территории РФ могут проживать 2 категории лиц с двойным гражданством. 1 – граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, с которым у России есть договор о двойном гражданстве. 2 - граждане РФ, имеющие иностранное гражданство, с которыми у РФ нет международного договора. Для таких граждан РФ внутреннее законодательство может предусматривать ограничение их основных прав и свобод. После 2003 в РФ используется политика ограничения политических прав граждан РФ, которые обладают гражданством иностранного государства или имеют виды на жительство в другом государстве.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»

для студентов нехимических специальностей

Под общей редакцией

профессора С.С. Злотского и профессора А.К.Мазитовой

Уфа

УДК 541

ББК 24.1

К78

Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ

в качестве учебного пособия

Авторы: О.Ф.Булатова, С.Б.Денисова, Л.Н.Зорина, О.И.Михайленко, М.А.Молявко, М.Н.Назаров, Л.З.Рольник, Л.Е.Салова, Л.Г.Сергеева, О.Б.Чалова, А.Т.Чанышева, Ф.Б.Шевляков (кафедра «Общая и аналитическая химия»); Ю.Н.Биглова, Е.А.Буйлова, Д.Р.Галиева, Н.М.Шаймарданов (кафедра «Прикладная химия и физика»)

Рецензенты:

Заведующий кафедрой «Химия» Уфимского государственного авиационного технического университета доктор химических наук профессор В.А. Докичев

Заведующий кафедрой «Общая химия» Уфимской государственной академии экономики и сервиса кандидат химических наук

доцент И.П. Журкина

К78 Краткий курс лекций по дисциплине «Химия» /Ю.Н.Биглова и др.; под

общ. ред. С.С. Злотского и А.К. Мазитовой. – Уфа: УГНТУ, 2010. – 69 с.

ISBN 978-5-7831-0955-3

Кратко приведены лекции по дисциплине «Химия». Содержание лекций соответствует государственным образовательным стандартам. Отражен модульный принцип обучения, дано содержание практических и лабораторных занятий, приводится список основной литературы для дополнительного изучения материала. Предназначен для студентов нехимических специальностей: АГ, АТ, АЭ, БАГ, БАТ, БАЭ, БМЗ, БМП, БПГ, БПС, БТЭ, ВВ, ГФ, ДС, МЗ, МП, МС, ПГ, ПС, ТЭ, ЭГ, ЭС, ЭТ, а также АК, БОС, МХ, ОС, ТС, ТН очной и заочной форм обучения.

УДК 541

ББК 24.1

ISBN 978-5-7831-0955-3 © Уфимский государственный нефтяной

технический университет, 2010

© Коллектив авторов, 2010


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: