double arrow
Изменения общественного сознания

Сельджукское гос-во тоже было турецкое гос-во, правящая династия даже таже.

Двойственность – сильное отличие гор культуры – 2,3 языка – арабский, персидский, переферия – тюркский язык.

Рост этнического самосознания всегда происходит когда существует какая то внешняя угроза – монгольская.

Постепенно пробивает себе дорогу тюркский язык – растёт престих, увеличивается его функциональность –

- за счёт пропаганды дервишских идей, борьба среди этих группирововк

– дервиш ордена высок порядка –переходят на турецкий язык 1350 – год развала сульджукск султанат

В 14 веке влияние турецкого языка только возрастает

– компонент этнический, конфессиональный, политический

Появление протогосударственные турецкие образования – кот кроме турецкого языка никакого не знает

- изобретение гос мифов обоснование лигитимности своей власти

14 век рос этнического самосознания турок – внешн угроза сос стор монголов, крестоносцев

Турки осознают себя турками.

Развитие в культурном плане турок в своих государствах – появление своей литературы, активный переводческий процесс, вклюцение в арабский культурный мир – поэзия с персидского, с арабского – научные сочинения( в перв очередь медицинские).

Напр перевод поэмы Низаи – с персидского на тюрки – замена слово тюрк – на туркмен- человек неграмотный, дикий. Анне мы – тюрки. Скачок качественный.

Конфессиональная ситуация – универсализм до захвата Константинополя




-после – кардинально меняется.

- до этого как обосновывали свою право на власть и владение – старейшим родом,

Эпос Огуз-наме – эпос турок – османы своё древо возводили к Каи, и по старшинству власть переходит к османам, в отличие от других бейликов.

Но после захвата огромных территорий с разношёрстн населением , необходима другая идеалогия – обосновать свою власть, тут своим тюркским высоким происхождением никого не удивишь.

- наследники империи. Апеллировали к Византийскому наследию. Для создания нового династийного мифа.

В 16 веке присоед огромн массивы арабских территорий в Африке – последний из рода абассидских халифов в плену, покровители Мекии, и Медины

- новый миф – османская династия ведёт свою династию от пророка.

- султан становиться халифом – теократия – глава и светский и духовный.

Самих турок мало

Новая система управления – милет – религиозные общину – учреждение – православного милета, во главе с Константинополь патриархом – по своему закону живите, платите только налог – джизья – подушная подать . и не можете служить в армии



- армяне – самоуправление

- 1493 – в Салоники, Константинополь, Смирну- поток евреев, от погромов в Европе – своё самоуправление.

Управление огромными территориями – значит сохранить разнообразие систем управления

-фонд земель – объявл гос собственностью , из него надел

- в горах – своя сист – шейхи, курды – платите дань, да войска в поход

- в Алжире, - янычары в прибрежных крепостях, остальные территории

Формы зависимости разные, жёсткой централизоавнной системы нет. Тем не менее аппарат государственный в османской империи – мощнейший

После захвата Константинопля- 50 тыс., через 100 лет – 500 тыс. сильная урбанизация.

Государственная регламентация экономической жизни – государство контролирует всё – уровень цен, жёстк наказания.

-сист гос монополий – соль,

Проблема как балансировать среди элитных групп – главн проблема султана.

Темариоты – военные, владельцы условных зеимельных пожалований. В осн турки.

Система – округ – Санджак, более крупн - бейлик

Администраторы, дворцовые служащие. Диван.

- Казначейство, вел везирь, - слоппы государства – в осн не турки – технич административн должност

- наняты как и янычары по сист девшерме - учёба - -рыбы султана – элитная управленческая группа.

Духовенство –много арабов( язык религии), персы.

Экономика – на подъёме в 15 веке. Огромные доходы от даней, контрибуция отВенеции

Строительство – великие стамбульские мечети – Св(Айя) София, Фатих, Сулейман ее, голубая мечеть

Дальнейшему продвижению туркам мешали крестоносцы на Родосе – осады 1,2-ая,

Шах Исмаил Тибризе, глава дервишского софийского ордена( тарриката) –теократия. Шеит. Этнически – азейрабаджанец. Кизыл-баш – красная голова – своеобразный колпак- 12 кр ленточек. Бритая голова и борода, только усы. Демографический взрыв. Религиозное горение – ожидание – освободителя.

Столкновение на Востоке.

Поддержка в Анатолии в самой османской империи. Много туркменов – кочевников. С ними централизованному государству трудно – попробуй найди. Пересилили в эту буферную зону – на границы. Кочевники недовольны, хор почва для шиитской пропаганды.

Вырезали 40 тыс. шиитов. В османской империи.

Ожесточённое противостояние. До того что объявили шиитов – хуже неверных

1514 Чалдыранская битва –в Анатолии. Победа османцев определена тем что на сторону османов перешли курды. А территория эта исторический курдистан. Курды сделали свой исторический выбор с кем они .

Это дало возможность туркам двигаться дальше на Восток – в Сирию и Египет.

Таким образом к 1520( умирает Селим I) году турецкое гос-во преобрело очертания географические поражающие воображение –

Кодификация законов – кодекс Селима –

При Сулеймане( сын Сулима) Канонит – окончат сложилось турецкое законодательство

- соединение законов шариата с обычным правом

Классический период турецкой истории на этом заканчивается.






Сейчас читают про: