1. понятие, цели и функции фирмы. Организация правовой формы бизнеса
2. факторы производства
3. продукт как результат производства
4. издержки производства, доходы и прибыль. Производственная функция
5. конкуренция. Методы конкурентной борьбы
6. поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной фирмы
1.Фирма – производственная структура самых разных форм собственности или производственная единица.
Организация правовой формы бизнеса:
1) товарищество – объединение двух или более лиц, которые солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества, в том числе и личным имуществом
· полное – все несут одинаковую ответственность
· коммандитное – несколько участников, которые не осуществляют трудовую деятельность и не несут ответственности своим имуществом
2) общества (ОАО, ОДО, ОАО, ЗАО):
· ООО – объединение 2 и более лиц, которые не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов
· ОДО - объединение 2 и более лиц, которые солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах одинаковых для всех размеров кратных стоимостных вкладов
|
|
· ОАО - объединение 2 и более лиц, создавших общественный уставный фонд, который разделен на акции
· ЗАО
3) производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе средств для совместной деятельности, основанный на личном трудовом участии и внесении ими паевых взносов
4) унитарное предприятие – объединение, уставный фонд которого не разделен на акции, имущество неделимое и принадлежит собственнику
5) общественные религиозные организации
6) учреждения
7) фонды
8) ассоциации (союзы)
Формы крупного бизнеса:
1) концерн – самостоятельные, объединены по территориальному или отраслевому признаку
2) консорциумы – объединения предприятий для осуществления одного проекта
3) тресты – теряют самостоятельность
4) холдинг – скупают
5) финансово-промышленная группа – укрупняются. Главная дает кредиты другим
6) картель – соглашения о регулировании объема производства, сбыта и найма
7) синдикат – вместе закупают и продают
Цели фирм и предприятий:
1) экономический рост – с точки зрения общества
2) пополнение бюджета – с точки зрения административно-территориальных единиц
3) дивиденды - с точки зрения акционеров
4) удовлетворение потребностей - с точки зрения потребителей
5) прибыль, стабильность, эффективность, профессиональный интерес, условия труда и т.д. - с точки зрения самой фирмы
Показатель эффективности фирм:
1) рентабельность
2) оборачиваемость всего капитала
|
|
3) затраты на единицу продукции
2.Цель любой фирмы – эффективное сочетание факторов производства.
Эффективность использования характеризует производительность труда.
Закон убывающей предельной производительности: начиная с определенного периода времени присоединение дополнительных единиц факторов производства к ресурсам дает уменьшение предельной продукции.
3.Общий продукт – все количество экономических благ, которые произведены на предприятии.
Средний продукт – количество общего продукта, приходящегося на единицу факторов производства
Предельный продукт – дополнительный продукт, который приносит дополнительное использование факторов производства.
4.Издержки – затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Бывают общие, средние и предельные.
Затраты:
· явные издержки – бухгалтерские (фактические) затраты
· неявные – использование фирмой собственных ресурсов
Доход – сума денежных средств, получаемая от реализации товаров и услуг. Прибыль – доход минус затраты и налоги.
Рыночное равновесие – равенство предельных издержек и предельного дохода.
5.Конкуренция – это соперничество между субъектами.
Виды конкуренции:
1) производителей и покупателей
2) добросовестная и недобросовестная
3) ценовая и неценовая
Закон РБ от 10.12.92 «о противодействии монополистической деятельности развитии конкуренции».
6.Поведение фирм.
4 модели поведения фирм в условиях рынка:
1) рынок совершенной конкуренции
2) монополия
3) Олигополия
4) монополистическая конкуренция