Общее макроэкономическое равновесие

1. понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса

2. совокупное предложение. Кривая совокупного предложения

3. краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD/AS

1.Совокупный спрос (AD) – это экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все товары и услуги.

Формы совокупного спроса:

1) натурально-вещественные – потребность в товарах и услугах

2) стоимостные – все расходы, связанные с приобретением товаров и услуг

Макроэкономические факторы, влияющее на объем спроса:

1) совокупность спроса домашнего хозяйства (потребительский спрос) (С)

2) спрос предприятий на инвестиции (I)

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G)

4) чистый экспорт – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары (Xn)

AD = C+I+G+Xn

В идеале в целях макроэкономического равновесия совокупный спрос по своему объему должен соответствовать ВНП.

Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:

1) эффект реального богатства (эффект Пигу) – отношение номинального финансового богатства к общему уровню цен или реальная покупательная способность

2) эффект процентной ставки (эффект Кейнса) – рост уровня цен экономики побуждает брать деньги в долг, соответственно возрастает спрос на деньги, растут процентные ставки, покупатели уменьшают свои расходы, предприятия уменьшают инвестиции, совокупный спрос падает

3) эффект импортных товаров – рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с отечественных товаров на импортные, сокращается экспорт, уменьшается чистый экспорт, падает совокупный спрос

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:

1) факторы, влияющие на потребительские расходы:

· благосостояние

· ожидание покупателей

· налоги

· процентные ставки

· и др.

2) факторы, влияющие на инвестиции предприятий:

· ожидание инвесторов

· фактор налогов

· законодательство

· новые технологии

3) факторы, влияющие на государственные расходы

· госзакупки

4) факторы, влияющие на чистый экспорт:

· объем ВНП в других странах

· величина ВНП в РБ

· валютный курс национальной единицы

2.Совокупное предложение (AS) – экономический агрегат, равный суме денежных значений всех товаров и услуг, представленных в продаже при каждом возможном уровне цен.

Кривая совокупного предложения включает 3 отрезка:

1) кейнсианский (горизонтальный) – описывает поведение экономики в краткосрочном периоде, который характеризуется относительно неполной занятостью, жесткостью таких показателей как цены, номинальная зарплата, процентная ставка и подвижностью показателей: объем товаров и услуг, реальная зарплата, реальная процентная ставка.

2) Промежуточный (восходящий) – когда экономика приближается к полной занятости, растут объемы производства, растут реальные доходы населения

3) Классический (вертикальный) – поведение экономики в долгосрочном периоде.

3.Цель любой национальной экономики – достижение макроэкономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие в национальной экономике – это ситуация, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.

Факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие:

1) дефицит товаров и услуг и их излишки

2) сдвиг рыночного равновесия под воздействием повышенного спроса

3) сдвиг равновесия под воздействие предложения

4) государственный контроль над ценами

5) налоги



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: