1. понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
2. совокупное предложение. Кривая совокупного предложения
3. краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD/AS
1.Совокупный спрос (AD) – это экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все товары и услуги.
Формы совокупного спроса:
1) натурально-вещественные – потребность в товарах и услугах
2) стоимостные – все расходы, связанные с приобретением товаров и услуг
Макроэкономические факторы, влияющее на объем спроса:
1) совокупность спроса домашнего хозяйства (потребительский спрос) (С)
2) спрос предприятий на инвестиции (I)
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G)
4) чистый экспорт – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары (Xn)
AD = C+I+G+Xn
В идеале в целях макроэкономического равновесия совокупный спрос по своему объему должен соответствовать ВНП.
Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:
|
|
1) эффект реального богатства (эффект Пигу) – отношение номинального финансового богатства к общему уровню цен или реальная покупательная способность
2) эффект процентной ставки (эффект Кейнса) – рост уровня цен экономики побуждает брать деньги в долг, соответственно возрастает спрос на деньги, растут процентные ставки, покупатели уменьшают свои расходы, предприятия уменьшают инвестиции, совокупный спрос падает
3) эффект импортных товаров – рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с отечественных товаров на импортные, сокращается экспорт, уменьшается чистый экспорт, падает совокупный спрос
Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:
1) факторы, влияющие на потребительские расходы:
· благосостояние
· ожидание покупателей
· налоги
· процентные ставки
· и др.
2) факторы, влияющие на инвестиции предприятий:
· ожидание инвесторов
· фактор налогов
· законодательство
· новые технологии
3) факторы, влияющие на государственные расходы
· госзакупки
4) факторы, влияющие на чистый экспорт:
· объем ВНП в других странах
· величина ВНП в РБ
· валютный курс национальной единицы
2.Совокупное предложение (AS) – экономический агрегат, равный суме денежных значений всех товаров и услуг, представленных в продаже при каждом возможном уровне цен.
Кривая совокупного предложения включает 3 отрезка:
1) кейнсианский (горизонтальный) – описывает поведение экономики в краткосрочном периоде, который характеризуется относительно неполной занятостью, жесткостью таких показателей как цены, номинальная зарплата, процентная ставка и подвижностью показателей: объем товаров и услуг, реальная зарплата, реальная процентная ставка.
|
|
2) Промежуточный (восходящий) – когда экономика приближается к полной занятости, растут объемы производства, растут реальные доходы населения
3) Классический (вертикальный) – поведение экономики в долгосрочном периоде.
3.Цель любой национальной экономики – достижение макроэкономического равновесия.
Макроэкономическое равновесие в национальной экономике – это ситуация, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.
Факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие:
1) дефицит товаров и услуг и их излишки
2) сдвиг рыночного равновесия под воздействием повышенного спроса
3) сдвиг равновесия под воздействие предложения
4) государственный контроль над ценами
5) налоги