Разработка управленческих решений
Многомерные стили управления
Наиболее распространённым является двухмерный стиль. Он основывается на 2-х подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, а другой – на создании надлежащих организационных и технических условий, при которых работник достаточно полно может раскрыть свои способности.
В целом, в рамках перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:
1) руководитель принимает решение и даёт подчинённым команду его выполнить;
2) руководитель принимает решение и разъясняет его подчинённым;
3) руководитель принимает решение, советуясь с подчинёнными;
4) руководитель предлагает решение, которое может быть скорректировано после консультации с подчинёнными;
5) руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчинённых, на основе которых принимает решение;
6) руководитель принимает решение совместно с подчинёнными;
|
|
7) руководитель устанавливает рамки, в пределах которых подчинённые сами принимают решения.
Под управленческим решением понимают обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-либо действия прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией и её сотрудниками (либо наоборот, воздержаться от каких-либо действий). Необходимость принятия решений обусловлено существованием связанных с деятельностью организации проблем.
Решение проблем – составляющая суть процесса управления представляет собой полевое воздействие субъекта управления на объект ради достижения стоящих перед ним целей. Результаты управленческих решений и сами решения можно классифицировать по ряду признаков:
по степени влияния на будущее организации
1) стратегические определяют основные направления развития предприятия;
2) оперативные конкретные способы продвижения по выбранному пути развития.
– в соответствии с временным аспектом:
1) перспективные решения – решения, реализуемые в будущем;
2) текущие решения – решения, ориентированные на ситуацию настоящего момента времени.
– в зависимости от продолжительности реализации:
1) долгосрочные (более 3 лет);
2) среднесрочные (от 1 года до 3 лет);
3) краткосрочные (до 1 года).
Чем больше срок, на который принимаются решения, тем более вероятностный характер будет носить результат. И наоборот, чем срок меньше, тем более детерминирован результат.
– по степени обязательности исполнения:
1) директивные;
2) рекомендательные;
3) ориентирующие.
На практике это зависит от ряда обстоятельств: уровень, на котором принимается решение, сроки действия решения, важность решения для организации и т.д.
|
|
– по функциональному назначению:
1) организационные;
2) координирующие;
3) регулирующие;
4) активизирующие;
5) контролирующие.
– по способу принятия:
1) выборочные (касаются одного или нескольких близких аспектов рассматриваемой проблемы);
2) систематические (охватывают проблему в целом во всём её многообразии и взаимосвязи).
– в зависимости от числа людей, принимающих участие в разработке решения:
1) единоличные;
2) коллективные (консультативные, совместные или парламентские).
– по широте охвата проблем:
1) общие (касаются одинаковых проблем, относящихся к различным подразделениям предприятия (например, о времени начала и окончания рабочего дня, обеденных перерывах, сроках выплаты заработной платы и т.д.));
2) специальные (относятся к узким проблемам, характерным для одного подразделения или группы работающих на нём людей).
– с точки зрения предопределенности:
1) запрограммированные (к принятию таких решений приводит сама логика развития ситуации на производстве, поэтому выбирается только момент начала действий, степень их интенсивности и другие параметры, оптимизирующие результат);
2) незапрограммированные (принимаются в неординарных обстоятельствах и требуют индивидуального творческого подхода, интегрирующего разносторонний опыт, данные специальных исследований и искусство осуществления управления (менеджмента)).
– по способам принятия:
1) интуитивное решение, которое в своей основе содержит предположение работника, принявшего решение о том, что его выбор правилен. На подобное решение способны менеджеры, обладающие большим опытом управления, большим объемом знаний и вынужденные действовать в условиях, когда не хватает времени на подготовку и анализ принимаемого решения;
2) адаптационное решение основывается на общих представлениях о «здравом смысле» и на позитивном и негативном опыте, накопленном у работников, принимающих решение. Адаптивное решение предполагает действие, которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными с учётом и поправками на современную ситуацию. Положительной стороной такого решения является его относительная простота и оперативность при принятии. Недостатком является то, что оно может оказаться неэффективным в условиях быстроизменяющейся (динамической) макроэкономической коньюктуры.