Управленческое решение и его разновидности

Разработка управленческих решений

Многомерные стили управления

Наиболее распространённым является двухмерный стиль. Он основывается на 2-х подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, а другой – на создании надлежащих организационных и технических условий, при которых работник достаточно полно может раскрыть свои способности.

В целом, в рамках перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:

1) руководитель принимает решение и даёт подчинённым команду его выполнить;

2) руководитель принимает решение и разъясняет его подчинённым;

3) руководитель принимает решение, советуясь с подчинёнными;

4) руководитель предлагает решение, которое может быть скорректировано после консультации с подчинёнными;

5) руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчинённых, на основе которых принимает решение;

6) руководитель принимает решение совместно с подчинёнными;

7) руководитель устанавливает рамки, в пределах которых подчинённые сами принимают решения.

Под управленческим решением понимают обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-либо действия прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией и её сотрудниками (либо наоборот, воздержаться от каких-либо действий). Необходимость принятия решений обусловлено существованием связанных с деятельностью организации проблем.

Решение проблем – составляющая суть процесса управления представляет собой полевое воздействие субъекта управления на объект ради достижения стоящих перед ним целей. Результаты управленческих решений и сами решения можно классифицировать по ряду признаков:

по степени влияния на будущее организации

1) стратегические определяют основные направления развития предприятия;

2) оперативные конкретные способы продвижения по выбранному пути развития.

– в соответствии с временным аспектом:

1) перспективные решения – решения, реализуемые в будущем;

2) текущие решения – решения, ориентированные на ситуацию настоящего момента времени.

– в зависимости от продолжительности реализации:

1) долгосрочные (более 3 лет);

2) среднесрочные (от 1 года до 3 лет);

3) краткосрочные (до 1 года).

Чем больше срок, на который принимаются решения, тем более вероятностный характер будет носить результат. И наоборот, чем срок меньше, тем более детерминирован результат.

– по степени обязательности исполнения:

1) директивные;

2) рекомендательные;

3) ориентирующие.

На практике это зависит от ряда обстоятельств: уровень, на котором принимается решение, сроки действия решения, важность решения для организации и т.д.

– по функциональному назначению:

1) организационные;

2) координирующие;

3) регулирующие;

4) активизирующие;

5) контролирующие.

– по способу принятия:

1) выборочные (касаются одного или нескольких близких аспектов рассматриваемой проблемы);

2) систематические (охватывают проблему в целом во всём её многообразии и взаимосвязи).

– в зависимости от числа людей, принимающих участие в разработке решения:

1) единоличные;

2) коллективные (консультативные, совместные или парламентские).

– по широте охвата проблем:

1) общие (касаются одинаковых проблем, относящихся к различным подразделениям предприятия (например, о времени начала и окончания рабочего дня, обеденных перерывах, сроках выплаты заработной платы и т.д.));

2) специальные (относятся к узким проблемам, характерным для одного подразделения или группы работающих на нём людей).

– с точки зрения предопределенности:

1) запрограммированные (к принятию таких решений приводит сама логика развития ситуации на производстве, поэтому выбирается только момент начала действий, степень их интенсивности и другие параметры, оптимизирующие результат);

2) незапрограммированные (принимаются в неординарных обстоятельствах и требуют индивидуального творческого подхода, интегрирующего разносторонний опыт, данные специальных исследований и искусство осуществления управления (менеджмента)).

– по способам принятия:

1) интуитивное решение, которое в своей основе содержит предположение работника, принявшего решение о том, что его выбор правилен. На подобное решение способны менеджеры, обладающие большим опытом управления, большим объемом знаний и вынужденные действовать в условиях, когда не хватает времени на подготовку и анализ принимаемого решения;

2) адаптационное решение основывается на общих представлениях о «здравом смысле» и на позитивном и негативном опыте, накопленном у работников, принимающих решение. Адаптивное решение предполагает действие, которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными с учётом и поправками на современную ситуацию. Положительной стороной такого решения является его относительная простота и оперативность при принятии. Недостатком является то, что оно может оказаться неэффективным в условиях быстроизменяющейся (динамической) макроэкономической коньюктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: