Задачи, виды и принципы планирования на производстве

Рациональное решение и этапы его принятия

В основе рационального решения находится объективный анализ ситуации, в которой находится предприятие в настоящий момент времени. Рациональное решение принимается в несколько этапов:

1. На основе анализа ситуации в целом определяется «проблемное поле», в рамках которого на результаты изучения отдельных признаков и явлений формулируется возникающая проблема.

2. Выполняется анализ проблемы.

3. Формулируются конкретные задачи и общие условия их решения. Это позволяет выбрать наиболее эффективный и рациональный способ практических действий.

4. Определение возможности и целесообразности решения возникающих проблем. Для проблемы, решаемой в принципе, необходимо выяснить наличие готового решения и, если таковое существует, установить возможно ли его применить к конкретной ситуации для данного предприятия и, если необходимо, установить объем дополнительной информации, которая нужна для реализации решения. Если готового решения не существует, то необходимо оценить затраты, связанные с подготовкой и реализацией решения проблемы и оценить эффективность её решения (Возможна ситуация, когда выгоднее отказаться от решения проблемы, нежели решать её).

5. Определение критериев отбора окончательного варианта решения.

6. Формулировка различных вариантов решения (выбрать один из вариантов означает найти такое сочетание его качественных и количественных характеристик, которое будет в максимальной степени отвечать целям задачи, которую необходимо решить).

7. Осуществляется выбор окончательного решения. который будет реализован на практике.

8. Осуществляется согласование основных положений принятого решения с его исполнителями и заинтересованными лицами.

При принятии рационального решения следует оценивать все возможные косвенные последствия, которые оно может оказать на хозяйствующих субъектов, с которыми взаимодействует предприятие, или, если решение принимается в рамках отдельного подразделения, его влияние на другие подразделения предприятия.

Содержание, порядок, реализация и эффективность комплекса мероприятий по организации производства во многом определяются качеством внутризаводского планирования. Планирование хронологически является первой функции менеджмента и непосредственно предшествует функции организации производства. Кроме этого, от уровня постановки плановой работы в значительной степени зависит конечные результаты производственно хозяйственной деятельности предприятия. Планирование представляет собой комплекс мероприятий по определению основных направлений и пропорций развития предприятия. Осуществляя процесс планирования, необходимо заранее учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для функционирования и развития производства. Внутрипроизводственное планирование решает следующие задачи:

1. Конкретизирует цели развития предприятия и его отдельных подразделений.

2. Определяет средства достижения поставленных целей.

3. Фиксирует сроки и последовательность реализации поставленных целей.

4. Обеспечивает взаимную увязку между отдельными структурными подразделениями предприятий.

5. Обеспечивает увязку планирования с другими функциями управления.

6. Формирует систему стандартов и показателей для оценки результатов деятельности предприятия.

В целом потребность планирования на предприятии определяется наличием в составе предприятия многочисленных структурных подразделений, требующих взаимной увязки своей деятельности; наличием у предприятия поставщиков и потребителей и требований взаимной увязки их совместной деятельности; необходимость учитывать достижения научно-технического прогресса; необходимость удерживать свой сегмент на рынке, обеспечивая для предприятия долгосрочные конкурентные преимущества.

В целом планирование способствует использованию будущих благоприятных условий в рыночной коньюктуры, уточняет возможные проблемы и риски для предприятия, способствует обеспечению предприятия необходимой информацией, обеспечивает рациональное использование располагаемых предприятием ресурсов и повышает степень координации действий отдельных подразделений, а также степень ответственности в процессе организации производства. В условиях современного рынка роль планирования постоянно возрастает. В целом, это обусловлено переходом к постиндустриальному обществу и конкретизируется влиянием ряда факторов. На уровне отдельного предприятия это концентрация производства, диверсификация производства, ускорение темпов научно-технического прогресса, развитие акционерной формы собственности, необходимость работы на внешних рынков для получения долгосрочных конкурентных преимуществ и ускорение интеграционных процессов (вертикальных и горизонтальных) в производстве.

На уровне отдельного предприятия основным стимулом развития системы планирования является необходимость в постоянной адаптации хозяйствующих субъектов к современных тенденциям форм организации производства, форм эффективного использования труда и постоянно меняющейся макроэкономической коньюктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: