Таблица 4.
Таблица 3
Возрастная группа | Численность женщин, тыс.чел. | |||
Н.Новгород | Верхняя часть | Нижняя часть | ||
16-19 | ||||
21-24 | ||||
25-29 | ||||
30-34 | ||||
35-39 | ||||
40-44 | ||||
45-49 | ||||
50-54 | ||||
55-60 | ||||
Итого |
Решение.
1. Рассчитаем объем выборки, используя формулу:
ta2 * d2 *N
n=
ta 2 * d2 + D2*N
По условию задачи d2=250000 руб2, N=450 000 чел., D=50 руб, ta=2
Таким образом, объем выборки составляет n=400 чел.
2. Определим качественный состав выборки, используя метод квот. Выбор потребителей верхней женской одежды зависит от двух параметров, таких как, возраст и район города. Поэтому генеральную совокупность потребителей делим на группы по этим признакам и определяем доли (квоты) групп. Для этого:
· рассчитаем долю женщин, проживающих в разных частях (j-ой части) города:
Чj - численность женщин, проживающих в j-ой части города
Ч - численность женщин, проживающих в городе
· рассчитаем долю каждой (i-ой) возрастной группы, проживающей определенной (j-ой) части города:
Дij- доля i-ой возрастной группы, проживающей в j-ой части города
Чij – численность женщин i-ой возрастной группы, проживающих в j-ой части города
Чj - численность женщин, проживающих в j-ой части города
Результаты расчетов по верхней и нижней части города представлены в таблице №2 (графы 5 и 6)
Для определения выборки квоты в генеральной совокупности сохраняются в выборке.
· Рассчитаем количество респондентов, проживающих в j-ой части города, по формуле:
· Рассчитаем количество респондентов i-ой возрастной группы, проживающих в j-ой части города, по формуле:
Результаты расчетов представлены в таблице №2 (графы 7 и 8)
3. Рассчитаем количество интервьюеров, которые будут проводить опрос в j-ой части города.
К - количество интервьюеров
Кj - количество интервьюеров, которые будут проводить опрос в j-ой части города
4. Рассчитаем количество респондентов i-ой возрастной группы, проживающих в j-ой части города, которых должен опросить один интервьюер.
Результаты расчетов представлены в таблице №2 (графы 9 и 10)
5. Рассчитаем длительность опроса.
Т.к. в верхней части будут работать 2 интервьюера (норма опроса 20 человек в день) и им надо опросить 163 человека то опрос продлиться 4 дня (), и в нижней части 4 дня (). Таким образом, длительность опроса 4 дня.
Результаты расчетов
Возрастная группа | Численность женщин, тыс.чел. | Доля женщин | Количество респондентов | ||||||
Н.Нов город | Верхняя часть | Нижняя часть | Верхняя часть | Нижняя часть | Всего | на 1 интервьюера | |||
В.ч. | Н.ч. | В.ч. | Н.ч. | ||||||
16-19 | 6,6% | 9,7% | |||||||
21-24 | 8,2% | 13,1% | |||||||
25-29 | 8,7% | 11,2% | |||||||
30-34 | 8,2% | 12,0% | |||||||
35-39 | 10,9% | 15,0% | |||||||
40-44 | 13,7% | 13,5% | |||||||
45-49 | 13,1% | 13,9% | |||||||
50-54 | 14,8% | 4,1% | |||||||
55-60 | 15,8% | 7,5% | |||||||
Итого | 100,0% | 100,0% |
Расчет объема выборки потребителей товаров для дома с целью опредления отношения к сети магазинов «Дом»
При определении объема выборки учитывались два условия: она должна быть «статистически значимой» для того, чтобы получить достоверную информацию, а также достаточно «экономной», чтобы не увеличивать стоимость маркетингового исследования и срок его проведения. В качестве респондентов рассматриваются представители потребительского рынка, посещающие магазины, продающие товары для дома. Размер выборки составляет 400 человек. Выборка формировалась гнездовым (или кластерным) методом, при котором определяются и составляются списки групп по признакам, актуальным с точки зрения исследуемой проблемы:
· пол – 2 группы (мужчины и женщины)
· возраст – 3 группы (21-35; 36-50; 51 и старше)
· уровень образования – 3 группы (среднее; среднеспециальное и высшее)
· наличие и количество детей – 4 группы (нет детей; 1 ребенок; 2 детей; 3 и больше)
· род занятий –3 группы (работающие; домохозяйки и пенсионеры)
· уровень дохода – 5 групп (3-5 т.р.; 5-10 т.р.; 10-20 т.р.; более 20 т.р.)
Всего 20 групп. Минимальное количество единиц в каждой группе – 20. таким образом, объем выборки составил 400 человек. Такая выборка гарантирует достаточно достоверные результаты исследования. Согласно системе оценки надежности результатов исследования повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3 %, обыкновенная – до 3-10 %, приближенная – от 10 до 20 %, ориентировочная – от 20 до 40 %, а прикидочная – более 40 %. Данное исследование имеет обыкновенную надежность равную 6 %, что подтверждают расчеты института Гэллапа для оценки соотношения размеров выборки и ошибки выборки. Таблица 5.