Философская герменевтика Ганса-Георга Гадамера

Герменевтика фактичности Мартина Хайдеггера.

Классическая и современная герменевтика

Дифференциация двух указанных стратегий позволяет понять существенные различия, существующие между классической и современной герменевтикой.

По Эмилио Бетти, процесс понимания состоит из 3х моментов:

1.автор, инициатор «манифестации».

2. текст, подлежащий пониманию

3. интерпретатор (адресат, понимающий субъект)

Автор(S1) – объект(текст) – адресат(S2).

Классическая герменевтика акцентирует внимание на связке «автор – текст» и полагает, что можно добиться адекватного понимания, реконструировав первоначальный процесс(тип реконструкции).

Второй тип «текст – интерпретатор»(тип интеграции).

В отличие от классической герменевтики, ориентированной во многом на идеал объективного понимания, Мартин Хайдеггер(1889 – 1976) сконцентрировал своё внимание на первичности самого феномена понимания.

В «бытии и времени»(1927г.) Хайдеггер поставил вопрос о «действительности» мира. Он полагал, что человека нельзя представить как некий принципиально изолированный от мира субъект познания, который теоретически познает мир, объект. Конкретный человек – есть изначальное бытие в мире. Человек без его отношения к миру невозможен.

2 способа изначального бытия – в – мире: во-первых, находимость, настроенность, непосредственность сознания, и, во-вторых, понимание, бытие как возможность. Человек в непосредственности своего бытия – в – мире уже заранее «понимает» свое положение в нем.

Понимание имеет структуру проекта и заброшенности. С одной стороны, человек не является готовым существом, которое может понять все вещи во всей их определенности, он, скорее, представляет собой существо, открытое будущему. Сам человек открывает для себя пространство игры своих возможностей. Такое открытие пространства есть проект, а то, что человек проектирует, является смыслом, в свете которого становятся понятными все вещи. Человек сам полагает себе план своей жизни, проектирует её.

С другой стороны, к структуре первоначального понимания относится заброшенность, невозможность для человека абстрагироваться от своего собственного бытия. Его бытие, его происхождение предшествуют ему и определяют его. Мы определены в нашем понимании нашим прошлым. Таким образом, понимание не может существовать без предпонимания. Такое понимание понимания исключает любые претензии на универсальную и абсолютную истину. Истина связана с первоначальной открытостью миру.

По-существу, герменевтика, которую разрабатывают годами, является развитием – дескриптивной феноменологией. Философская герменевтика стремится быть философией и «описать то, что есть». Она вопрошает не о происхождении, а о восприятии произведения «текста, события» в соответствующей, т.е. понимающей, современности. Важна история воздействий произведения на последующую традицию. Она отделяет историчность как таковую от истории влияний и истории восприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: