Краткий конспект лекций. Тема 1 Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения, цели и задачи обучения; таксономия дидактических целей

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Тема 1 Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения, цели и задачи обучения; таксономия дидактических целей

Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений и навыков, в течение, которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные способности. Человек, получая образование, овладевает знаниями, умениями и навыками, вырабатывает у себя систему взглядов.

Основными целями системы профессионального образования являются подготовка специалистов и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Достижение этих целей зависит от того, как будет сформировано содержание образования. В педагогике проблемами образования и обучения занимается раздел дидактики - теории образования и обучения.

Задачи образования решаются разными путями. Основным из них является обучение.

Обучение - это целенаправленный, планомерно организованный процесс предъявления обучающимся новой учебной информации, организации их на ее усвоение, на выработку умений и навыков, развитие познавательных способностей. Во время обучения происходит взаимодействие обучающего и обучающихся, эффективность которого зависит от качества и количества усилий, прилагаемых как с той, так и с другой стороны; иными словами, когда между преподавателем и студентом складываются отношения сотрудничества.

Основной результат обучения - знания, умения и навыки, усвоенные студентами, познавательные потребности и способности, сформированные у них.

Знания - совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной деятельности.

В процессе обучения требования к уровню усвоения знаний разного содержания неоднозначны: одна часть знаний может быть усвоена на уровне узнавания, другая - на более высоком уровне - уровне воспроизведения.

Цель обучения состоит в том, чтобы эти систематизированные знания, представляющие собой определения, наиболее существенные признаки, классификации, принципы действия основных предметов изучения и другие наиболее значимые характеристики явлений или системы явлений (узнавания), были настолько освоены студентами, чтобы они могли их воспроизвести: рассказать, объяснить, т.е. показать структуру системы знаний. В этом случае речь идет о втором, более высоком, уровне усвоения знаний - репродуктивном (воспроизведения).

Преподавателю следует ясно представлять себе, на каком уровне усвоен тот или иной учебный материал. Студентам нет необходимости, например, запоминать многие статистические сведения, справочный материал, отдельные исторические экскурсы, примеры. Но есть материал, который они должны усвоить полно, прочно, чтобы руководствоваться им в последующей практической деятельности.

От заданного уровня усвоения учебного материала зависит методика его изучения. Чтобы студенты хорошо запомнили материал, преподавателю следует неоднократно возвращаться к нему, добиваться, чтобы в практической деятельности, обучающиеся обязательно руководствовались изученным, давали обоснования при выполнении того или иного действия. Запоминанию материала способствуют яркие зрительные образы. Можно предложить записать в тетради и подчеркнуть определения, принципы, классификации, дать графическое изображение материала (таблицу, схему, структуру содержания, опорный конспект).

Если материал с учетом значимости его содержания может быть усвоен на уровне узнавания, надо объяснить его эмоционально, убедительно (например, предложить исторический экскурс); показать, где в справочнике или нормативном документе могут быть найдены те или иные данные, но не требовать от студентов механического заучивания. Кстати, из экономии времени преподаватель может не опрашивать студентов по малозначимому материалу, что позволит ему больше внимания уделить разъяснению существенных вопросов темы.

Важный результат процесса обучения - умения. Умение - это способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных знаний в изменяющихся условиях.

Отечественные психологи утверждают, что основным конечным результатом обучения являются умения; знания служат инструментом при освоении умений. Но без знаний умений не бывает. Необходимо, чтобы знания не были «мертвым капиталом», которому человек не находит применения.

Существуют различные классификации умений.

В педагогической деятельности важно разделение умений на интеллектуальные и практические.

Интеллектуальные представляют собой умения выполнять мыслительные операции - анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, т.е. оперировать знаниями. Интеллектуальные умения необходимы во всякой творческой деятельности, в том числе и производственной.

Практические умения направлены на выполнение конкретных практических действий: решение производственных задач, выполнение расчетов, составление планов работы, разработку графиков, конструкций и т.п. Практические умения тесно связаны с интеллектуальными, поскольку невозможно решить задачу, выполнить расчет, составить план, не оперируя знаниями, не умея анализировать и сопоставлять характеристики, проектировать новое знание, но конечным результатом действия в данном случае является решение какой-то учебной или производственной задачи.

В результате обучения студент должен овладеть основами профессии, т.е. совокупностью умений, необходимых для выполнения производственных (профессиональных) функций. Умения формируются в деятельности, следовательно, необходимо организовать соответствующую деятельность, обязательные условия которой - целенаправленность, осознанность, опора на имеющиеся знания,

Одним из результатов обучения является приобретение навыков.

Навыки - это действия, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания. В профессиональной деятельности навыки имеют большое значение, экономят силы, время, внимание.

Навыки являются составной частью большинства умений и тем самым облегчают их осуществление.

Обучение кроме своей основной функции дидактической (образовательной, которая, заключается в формировании системы знаний, умений и навыков) выполняет и другие функции - развивающую и воспитывающую.

Суть развивающей функции состоит, прежде всего, в том, чтобы в процессе обучения обеспечить максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.

Развивающая функция обучения опирается на принцип развивающего обучения, суть которого состоит в том, чтобы организовать обучение на таком уровне трудности, который требует от студента как интеллектуальных, так и волевых усилий. Учебный процесс должен вызывать у студента удовлетворенность, радость познания, чувство удивления тому, что он сам может сделать многое.

Воспитывающая функция опирается на принцип воспитывающего обучения, заключается в формировании устойчивых нравственно-эстетических убеждений, мировоззрения, социально-ценностных ориентацией и т.д.

Процессы обучения и воспитания находятся в органичном единстве. Их объединяют общие цели - сформировать специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; воспитать гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных и социально-экономических знаний оценивать социально значимые факты и явления, проявляющего готовность соблюдать усвоенные правовые и этические нормы, определяющие отношение к человеку, обществу, окружающей среде.

Другим путем является самообразование. Вызвать интерес студентов к самообразованию, способствовать возникновению у них познавательных потребностей, сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труда - вот непростые задачи подготовки студентов к самообразованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: