Тема 11. Контроль и коррекция усвоения: сущность, задачи и требования к контролю

В современной дидактике контроль определяет, с одной стороны, организацию процесса обучения, с другой соотношение достигнутых результатов с поставленными целями обучения.

Контроль в учебном процессе выполняет различные функции: проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методическую. Наиболее важная и специфическая - проверочная функция, которая констатирует результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся и обучающей деятельности преподавателей, состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, а также меры по ее совершенствованию.

В процессе обучения происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения; учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Практическая значимость контроля заключается в способствовании формированию навыков и умений рациональной организации учебной деятельности, самостоятельному овладению знаниями.

Развивающая функция контроля реализуется путем создания условий и возможностей для напряженной умственной деятельности, развития личности учащегося, формирования и развития его познавательных способностей.

Методическая функция контроля позволяет рационально строить и совершенствовать методическую работу преподавателя, педагогического коллектива, так как правильно организованный контроль выявляет достоинства и недостатки используемой преподавателями методики обучения, ее слабые и сильные стороны.

Для достижения поставленных целей обучения при планировании организации и проведения контроля необходимо предусматривать следующие его качества:

1) планомерность и систематичность. Контроль должен осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на базе основных пунктов программы обучения. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению;

2) объективность. Необходимо реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности учащихся, правильно устанавливать степень овладения знаниями и умениями, исключать субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении учащихся. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требований к знаниям, навыкам и умениям учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных заданий целям проверки;

3) всесторонность. Очень важны наиболее полное выявление фактического уровня усвоения учащимися учебной информации, охват всех разделов программы, обеспечение проверки не только предметных знаний, но и усвоения мировоззренческих идей, общеучебных и специальных навыков и умений. Контроль должен обеспечивать выявление не только того, знают и могут ли учащиеся воспроизводить усвоенную ими информацию, но и того, умеют ли они пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку содержания формируемой у учащихся профессиональной деятельности (уровень сформированности основ этой деятельности);

4) индивидуальность. Овладение знаниями и умениями – процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. Ко всем учащимся предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки;

5) экономичность по затратам времени преподавателя и учащихся. Целесообразно проводить анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;

6) педагогический такт. Контроль должен осуществляться в спокойной, деловой обстановке. Не следует торопить учащихся с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: