Понятие и виды транспортно-заготовительных расходов

Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов

Тезисы

В чем состоит сущность процесса снабжения и классификация материально-производственных запасов? Какие существуют виды транспортно-заготовительных расходов? Как организуется учет поступления материалов? Как проводится учет списания материалов в производство? Каким образом осуществляется учет материалов на складе и в бухгалтерии? Как проводится учет реализации материалов?

В процессе снабжения предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.

В бухгалтерском учете поступление хозяйственных средств отражается по фактической стоимости, которая складывается из покупной стоимости поступивших средств и расходов, связанных с их приобретением, а также прочих затрат по доведению приобретенных активов до состояния, пригодного к использованию.

Значительный удельный вес в процессе снабжения имеют операции по приобретению материалов, так как они постоянно требуются для осуществления производственного процесса и составляют материальную основу готовой продукции. Материалы входят в состав так называемых материально-производственных запасов.

Материально-производственные запасы представляют собой оборотные средства предприятия, которые можно разделить на две основные группы.

Материалы, предназначенные для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также материалы, необходимые для хозяйственных нужд предприятия.

Материалы, предназначенные для продажи, а именно: готовая продукция, выпускаемая предприятиями, и товары, используемые в организациях торговли.

Учет материалов ведется на синтетическом счете 10 «Материалы», в развитие которого открываются следующие субсчета:

10.1 — сырье и материалы;

10.2 — покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия;

10.3 — топливо;

10.4 — тара и тарные материалы;

10.5 — запасные части;

10.6 — прочие материалы;

10.7 — материалы, переданные в переработку на сторону;

10.8 — строительные материалы;

10.9 — инвентарь и хозяйственные принадлежности.

По способу использования и назначению материалы представляют собой предметы и средства труда.

К предметам труда относятся сырье, топливо, запасные части и прочие виды материалов, учет которых ведется на соответствующих субсчетах.

Материалы, которые относятся к средствам труда, — это различные виды инструментов, инвентаря и прочие средства, которые нельзя отнести к основным из-за их непродолжительного срока службы (менее одного года) и сравнительно небольшой стоимости (менее 10000 р. за единицу). Поэтому в настоящее время по методам учета эти средства приравнены к материалам. Учет таких средств ведется отдельно на субсчете 10.9.


Фактическая стоимость поступающих на предприятие материалов включает в себя покупную стоимость материалов и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это расходы, связанные с приобретением материалов, которые включают в себя:

затраты по подготовке продукции к отгрузке;

транспортные расходы;

железнодорожные тарифы;

таможенные пошлины;

расходы по страхованию грузов в пути;

оплату информационных, консультационных и прочих услуг, связанных с приобретением материалов;

затраты по хранению материалов;

затраты на погрузочно-разгрузочные работы;

прочие затраты по доведению материальных запасов до состояния, пригодного к использованию, и т.п.

Транспортно-заготовительные расходы в некоторых отраслях могут составлять до 50% стоимости приобретенных материалов. Поэтому в договорах на поставку указываются условия оплаты и доставки материалов, в частности, формы оплаты транспортных расходов.

Возможны несколько вариантов оплаты транспортных расходов, например: полная оплата расходов поставщиком или покупателем, частичная оплата поставщиком, частично — покупателем.

Учет транспортных расходов ведется в так называемых франко-ценах, которые определяют, какую часть транспортных расходов оплачивает поставщик, а какую покупатель (рис. 8.1).

Существуют четыре основных варианта франко-цены:

1) «франко-склад поставщика» — все расходы на доставку берет на себя покупатель;

2) «франко-вагон, станция отправления» — расходы по доставке до станции отправления берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;

3) «франко-вагон, станция назначения» — расходы по доставке до станции назначения берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;

4) «франко-склад покупателя» — все расходы по доставке берет на себя поставщик.

В реальной жизни существует больше вариантов оплаты транспортных расходов. Конкретные варианты доставки и ее оплаты оговариваются в договоре между покупателями и поставщиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: