Тема 12. Эффективность решений: понятие и оценка.
МОДУЛЬ 7 эффективностЬ решений в МЕНЕДЖМЕНТЕ
Под эффективностью в общем виде понимается результативность чего-либо (производства, управления, труда). В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.
Экономическая эффективность (Ээ) характеризуется отношением полученного результата (Р) к затратам (З).
Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.
Состав качественных показателей эффективности разработки управленческих решений:
► своевременность представления проекта решения;
► степень научной обоснованности решений (использование научных методов разработки, современных подходов), - многовариантность расчетов, применение технических средств;
► ориентация на изучение и использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта;
► расходы, связанные с разработкой проектов решений;
► численность занятых в разработке решений (специалистов, привлеченных работников предприятия), стоимость и сроки реализации проекта, количество соисполнителей на этапе разработки решений;
► использование внешних консультантов в ходе разработки вариантов решений;
► степень риска в реализации решений
► и др.
Показатели социальной эффективности:
- доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;
- количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.
► Частные показатели социальной эффективности:
- степень технической оснащенности управленческого труда;
- текучесть работников аппарата управления;
- квалификационный уровень кадров и т.п.
Общее:
► применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
► изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
► обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса" системы разработки решения;
► применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
► структуризация проблемы и построение дерева целей;
► обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
► обеспечение многовариантности решений;
► правовая обоснованность принимаемого решения;
► автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
► разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
► наличие механизма реализации решения.
Различия:
► эффект считается по выходу системы а качество в общем по всей системе.
► 2.Эффективность - это отношение затраченных ресурсов к полученному результатов, а качество рассматривается как свойство управленческого решения;
► 3.В понятие эффективность вкладываются как количественные, так и качественные параметры, а в понятие качество только качественные параметры.
Наиболее распространенные ошибки, приводящие к принятию неэффективных решений:
Субъективные:
1. Привычка принимать решения по выбранному шаблону («Мы всегда делали так»).
2. Переоценка возможного успеха («Мне обязательно повезет»).
3. Настрой на субъективно желаемое («Я этого очень хочу»).
4. Апелляция к собственному опыту («Мой опыт поможет сделать правильный выбор»).
5 Недооценка рисков («Со мной это не произойдет!»).
6. Установка на самый исполнимый вариант («Зато быстро сделаем»).
7. Стремление доказать свою правоту («В конечном счете я всегда оказывался прав»).
8. Подгонка информации под свой замысел решения («Моя идея должна сработать»).
9. Абстрактная выработка решения («Смысл понятен, а там разберемся»).
10. Давление неудач («Я уже не один раз обжигался»).
Объективные:
1. Перенасыщенность принимаемых решений, которые поэтому не всегда выполняются.
2. Новые решения противоречат тем, которые уже приняты.
3. Новые решения дублируют те, которые были приняты ранее, но не «работают».
4. В принятых решениях даны нереальные сроки, все понимают это, но принимают их.
5. Принимаемые решения оказываются «половинчатыми» в силу обстоятельств.
6. В новых решениях заложена определенная доза конфликтности.
7. Новые решения принимаются большинством, хотя верным может быть мнение меньшинства.
8. Решения принимаются с учетом того, что все ошибки исправятся потом.
9. Игнорируется поэтапная процедура принятия решений, так как нет времени.
10. Некому готовить необходимую информацию для принятия решения.