double arrow

Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений


Классификация управленческих решений

Менеджеры, занимающие различные посты в организации, занятые в различных функциональных областях, принимают решения различных типов. Даже в одном подразделении, например в отделе по работе с персоналом, один менеджер может решать задачи набора персонала, а другой – развития уже занятых в организации, их профессиональной подготовки. Оба менеджера отдела будут принимать существенно различающиеся решения.

Классификация УР необходимадля определения общих и конкретно специфических подходов к их разработке, реализации и оценке решений, более глубокого всестороннего анализа решений, раскрытия роли решения в процессе управления, выявления типовых решений и типовых шаблонных элементов решений с целью выработки единой методологии разработки и реализации решений. Все это позволяет повысить качество, эффективность и преемственность решений.

Существуют различные классификации управленческих решений, одной из которых является классификация, приведенная в таблице 2.

№ п/ п Признаки классификации Группы решений   Комментарии
Степень новиз­ны проблемы Традиционные Нетипичные 1 - ранее встречавшиеся в управлении; 2 - поиск связан с разработкой новых альтер­натив.
Значимость цели Стратегические Тактические 1 - прием решения преследует свою цель; 2 - решение является достижением более вы­сокой цели.
Сфера воздей­ствия Глобальные Локальные 1 - решение влияет на деятельность всей ор­ганизации (или всего региона); 2 - влияет на деятельность только отдельных групп
Прогнозирова­ние последствий решений Корректируемые Некорректи- руемые 1 - решение поддается корректировке в ходе реализации с целью устранения отклонения или учёта факторов; 2 - не корректируется и его последствия не обратимы
Характер ис­пользования информации Детерминированные Вероятностные 1 - принимается в условиях определенности, при наличии нужной информации; 2 - в ус­ловиях неопределенности
Длительность выполнения ре­шения Долгосрочные   Краткосрочные Различаются по срокам решения проблем
Метод разработ­ки решений Формализованные Неформализо­ ванные 1 - принимаются по известному алгоритму; 2 - в них большую роль играют способности и инициатива руководителя
Количество кри­териев выбора решений С одним критерием С множеством критериев 1 - выбор лучшей альтернативы по одному критерию; 2 - выбор лучшей альтернативы производят по ряду критериев.
Форма принятия решений Единоличные Коллегиальные   1 - руководитель сам принимает решения; 2 -приём решений требует участия группы спе­циалистов
Способ оформ­ления решений Документиро- ванные Недокументиро ванные 1 - оформляются в виде документа, приказа (письменно); 2 - устные.
           

Основными факторами, оказывающими влияние на ка­чество управленческого решения, являются: применение научных подходов и принципов, методов моделирования к системе менедж­мента, автоматизация управления, мотивация качественного ре­шения и др.

Обычно в принятии любого решения имеют место (в различной степени) три момента: интуиция, суждение и рациональность.

При принятии чисто интуитивного решениялюди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Решения, основанные на суждении,во многом сходны с интуитив­ными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмыслен­ный в отличие от интуитивных решений опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, менеджеры выбирают тот вариант, который принес наиболь­ший успех в аналогичной ситуации в прежнее время.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравнове­шенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решенияпринимают менеджеры, внима­тельно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигае­мым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения — это те, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".

Инертные решения стано­вятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осто­рожные решения характеризуются тщательностью оценки менедже­ром всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и ориги­нальностью.

Перечисленные виды решений принимаются в основном в про­цессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмен­та принимаются рациональные решения, основанные на методах эко­номического анализа, обоснования и оптимизации.

Качество управленческого решения это совокупность парамет­ров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкрет­ных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

Процесс принятия решения включает следующие операции: под­готовка к работе, выявление проблемы и формулирование целей, поиск информации, ее обработка, выявление возможностей ресурс­ного обеспечения, ранжирование целей, формулирование заданий, оформление необходимых документов, реализация заданий. Применение системного подхода к процессу принятия управ­ленческого решения позволяет определить структуру проблемы, си­стему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очеред­ность их совершенствования. С целью экономии времени и средств на разработку управленческого решения сначала необходимо четко сформулировать, что следует получить, какими параметрами дол­жно обладать решение.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

• показатель энтропии, т. е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количествен­но, показатель энтропии приближается к единице;

• степень риска инвестиций;

• вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

• степень адекватности (или степень точности прогноза, коэф­фициент аппроксимации) теоретической модели фактическим дан­ным, на основании которых она была разработана.

К основным условиям обеспечения высокого- качества и эффектив­ности управленческого решения относятся:

♦ применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

♦ изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

♦ обеспечение лица, принимающего решение, качественной ин­формацией, характеризующей параметры выхода, входа, внешней среды и процесса системы разработки решения;

♦ применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения

♦ структуризация проблемы и построение дерева целей;

♦ обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов реше­ний;

♦ обеспечение многовариантности решений;

♦ правовая обоснованность принимаемого решения;

♦ автоматизация процесса сбора и обработки информации, про­цесса разработки и реализации решений;

♦ разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

♦ наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эф­фективности управленческого решения довольно трудно, и это тре­бует значительных затрат. Речь о выполнении полного набора пере­численных условий может идти только для рациональных управ­ленческих решений по капиталоемким объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора по­вышать качество и эффективность управленческого решения. По­этому в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа учитываемых условий повышения качества и эффективности ре­шений на основе автоматизации системы менеджмента.


Сейчас читают про: