Классификация управленческих решений
Менеджеры, занимающие различные посты в организации, занятые в различных функциональных областях, принимают решения различных типов. Даже в одном подразделении, например в отделе по работе с персоналом, один менеджер может решать задачи набора персонала, а другой – развития уже занятых в организации, их профессиональной подготовки. Оба менеджера отдела будут принимать существенно различающиеся решения.
Классификация УР необходима для определения общих и конкретно специфических подходов к их разработке, реализации и оценке решений, более глубокого всестороннего анализа решений, раскрытия роли решения в процессе управления, выявления типовых решений и типовых шаблонных элементов решений с целью выработки единой методологии разработки и реализации решений. Все это позволяет повысить качество, эффективность и преемственность решений.
Существуют различные классификации управленческих решений, одной из которых является классификация, приведенная в таблице 2.
|
|
№ п/ п | Признаки классификации | Группы решений | Комментарии | ||
Степень новизны проблемы | Традиционные | Нетипичные | 1 - ранее встречавшиеся в управлении; 2 - поиск связан с разработкой новых альтернатив. | ||
Значимость цели | Стратегические | Тактические | 1 - прием решения преследует свою цель; 2 - решение является достижением более высокой цели. | ||
Сфера воздействия | Глобальные | Локальные | 1 - решение влияет на деятельность всей организации (или всего региона); 2 - влияет на деятельность только отдельных групп | ||
Прогнозирование последствий решений | Корректируемые | Некорректи- руемые | 1 - решение поддается корректировке в ходе реализации с целью устранения отклонения или учёта факторов; 2 - не корректируется и его последствия не обратимы | ||
Характер использования информации | Детерминированные | Вероятностные | 1 - принимается в условиях определенности, при наличии нужной информации; 2 - в условиях неопределенности | ||
Длительность выполнения решения | Долгосрочные | Краткосрочные | Различаются по срокам решения проблем | ||
Метод разработки решений | Формализованные | Неформализо ванные | 1 - принимаются по известному алгоритму; 2 - в них большую роль играют способности и инициатива руководителя | ||
Количество критериев выбора решений | С одним критерием | С множеством критериев | 1 - выбор лучшей альтернативы по одному критерию; 2 - выбор лучшей альтернативы производят по ряду критериев. | ||
Форма принятия решений | Единоличные | Коллегиальные | 1 - руководитель сам принимает решения; 2 -приём решений требует участия группы специалистов | ||
Способ оформления решений | Документиро- ванные | Недокументиро ванные | 1 - оформляются в виде документа, приказа (письменно); 2 - устные. | ||
Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение научных подходов и принципов, методов моделирования к системе менеджмента, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.
|
|
Обычно в принятии любого решения имеют место (в различной степени) три момента: интуиция, суждение и рациональность.
При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный в отличие от интуитивных решений опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, менеджеры выбирают тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения — это те, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды решений принимаются в основном в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.
Процесс принятия решения включает следующие операции: подготовка к работе, выявление проблемы и формулирование целей, поиск информации, ее обработка, выявление возможностей ресурсного обеспечения, ранжирование целей, формулирование заданий, оформление необходимых документов, реализация заданий. Применение системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяет определить структуру проблемы, систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очередность их совершенствования. С целью экономии времени и средств на разработку управленческого решения сначала необходимо четко сформулировать, что следует получить, какими параметрами должно обладать решение.
|
|
К параметрам качества управленческого решения относятся:
• показатель энтропии, т. е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
• степень риска инвестиций;
• вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
• степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.
К основным условиям обеспечения высокого- качества и эффективности управленческого решения относятся:
♦ применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
♦ изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
♦ обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры выхода, входа, внешней среды и процесса системы разработки решения;
♦ применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения
♦ структуризация проблемы и построение дерева целей;
♦ обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
♦ обеспечение многовариантности решений;
♦ правовая обоснованность принимаемого решения;
♦ автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
♦ разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
♦ наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно, и это требует значительных затрат. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по капиталоемким объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.
|
|