Составление бухгалтерских проводок

Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке.

Одним из этапов бухгалтерской обработки документов является запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отраженной в документе. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах называется контировкой. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отраженной хозяйственной операции, называется, как уже отмечалось, бухгалтерской проводкой.

Различают бухгалтерские проводки простые, в которых корреспондируют только два счета, и сложные, в которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.

Приведем примеры простой и сложной бухгалтерской проводки.

Операция 1. В кассу производственного предприятия поступило с расчетного счета по чеку 70000 руб. Эта операция затронула две статьи баланса – «Касса» (50) и «Расчетные счета» (51). Эта простая бухгалтерская проводка. В данном случае, должны быть отражены два экономических явления: увеличение денег в кассе и их уменьшение на расчетном счете. Операция увязывает два объекта учета и поэтому записывается в двух счетах – 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета». В кассу произошло увеличение денежных средств, этот счет активный, так как на нем отражаются средства. На активных счетах увеличение записывается по дебету, поэтому сумму данной операции надо записать в дебет счета 50 «Касса». На расчетном счете произошло уменьшение денежных средств. Этот счет тоже активный. Уменьшение на активных счетах показывают по кредиту, соответственно эту же сумму операции необходимо записать в кредит счета 51 «Расчетные счета». Такая запись будет выглядеть следующим образом:

Дебет Кредит Сумма

Счет 50 Счет 51 70000 руб.

«Касса» «Расчетные счета»

Операция 2. От подотчетного лица – гражданина Иванова И.И. поступили на склад материалы для переоборудования административных помещений фирмы, на сумму 620000 руб., остаток подотчетной суммы Иванов сдал в кассу – 4100 руб. Эта операция затронула три статьи баланса - «Касса»(50), «Материалы» (10) и «Расчеты с подотчетными лицами» (71). Это уже сложная бухгалтерская проводка. Операция увязывает три экономические явления: увеличение денег в кассе, увеличение материалов на складе и возращение полученной подотчетной суммы. Особенность счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» состоит в том, что данный счет является активно-пассивным. В кассу произошло увеличение денежных средств, этот счет активный, так как на нем отражаются средства. На активных счетах увеличение записывается по дебету, поэтому сумму данной операции надо записать в дебет счета 50 «Касса». Также произошло увеличение материалов на складе, этот счет активный, поэтому в дебет счета 10 «Материалы» нужно записать указанную сумму. И, наконец, произошел возврат подотчетной суммы, счет активно-пассивный и запись на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» указанной суммы нужно произвести по кредиту счета. Такая запись будет выглядеть следующим образом:

Дебет Кредит Сумма

Счет 50 Счет 71 4100 руб.

«Касса» «Расчеты с подотчетными лицами

Счет 10 Счет 71 620000 руб.

«Материалы» «Расчеты с подотчетными лицами»

Итого: 624100 руб.

Вопросы для контроля:

1. Что собой представляет бухгалтерский баланс?

2. Раскройте структуру баланса предприятия.

3. Каков порядок составления бухгалтерских отчетов?

4.Какое значение имеют бухгалтерские счета?

5. Дайте характеристику активным счетам.

6. Назовите отличительные признаки пассивных счетов.

7. Какова главная особенность активно-пассивных счетов?

8. Раскройте сущность двойной записи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: