Особенности правового режима вод

Юридическое понятие "воды" отличается от естественнонаучных и житейских представлений о воде как о химическом соединении водорода и кислорода. В действую­щем Водном кодексе РФ отсутствует определение понятия "воды".

Водный кодекс РФ 1995 г. определял воды как природные запасы воды, находя­щиеся в пределах государственных границ России в поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море Российской Федерации и подземных водных объектах.

В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Основными организационно-правовыми инструментами обеспече­ния рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государст­венного управления в данной сфере являются:

- планирование рационального использования водных объектов;

- нормирование допустимого воздействия на воды;

- государственный мониторинг водных объектов;

- государственный водный реестр;

- государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объ­ектов.

Планирование рационального использования водных объектов ведется в форме схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Нормирование допустимого воздействия на воды осуществляется в целях под­держания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной соб­ственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов проводится в целях обеспечения соблюдения требований к использованию и охране водных объектов; особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специ­альной охраны источников питьевого водоснабжения; иных требований водного законо­дательства.

В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объекты) подлежат ох­ране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Понятием "загрязнение" охватывается не только сброс сточных вод, содержа­щих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых кон­центрациях.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Вод­ный кодекс РФ предусматривает ряд конкретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:

· захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных ве­ществ;

· сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактив­ных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воз­действия на водные объекты;

· проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсич­ные вещества, на водных объектах;

· несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также за­сорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: