Раздаточный материал к Лекции № 8. Институциональная модель российского капитализма

Основная проблема институциональных преобразованийнесогласованность существующих неформальных норм с вновь принимаемыми формальными правилами, результатом которой может быть институциональный конфликт.

Никакие законы не будут эффективно функционировать, если они не подкреплены неформальными отношениями.

Следствием институционального конфликта являются очень высокие трансакционные издержки (трансформационные и трансакционные) переходной системы, приводящие к замедлению экономического развития и ставящие под сомнение дальнейший экономический рост. На практике эти процессы прослеживаются как в переходных экономиках, так и в странах «третьего мира».

Голландский экономист Г.Хофстед выделил три основных ценностных показателя, которые определяют особенности национального экономического менталитета:

1. Индивидуализм или коллективизм (коммунитарность).

2. Дистанция власти – степень приверженности патернализму или автономности индивидов (проявляется через уровень декоммодификации).

3. Избегание неопределенности – склонность к риску или сложившимся стереотипам поведения.

Базовые ценностные характеристики в ряде стран мира и России (по методике Г.Хофстеда)

Страна Дистанция власти Избегание неопределенности Индивидуализм Общий индекс рыночности
Великобритания        
Германия        
Франция        
США        
Япония        
Китай        
Россия        

1. Страны с менталитетом населения, в наибольшей степени приверженные либерально-рыночной модели экономики и с преобладанием индивидуалистической психологии.

2. Страны с менталитетом населения, в наибольшей степени приверженные социально регулируемой модели экономики и с преобладанием коллективистской психологии.

3. Страны с менталитетом населения, приверженные смешанной модели экономики (Япония, Франция).

Российская экономическая ментальность формировалась веками. Она характеризует специфику сознания населения, складывающуюся исторически и проявляющуюся в единстве сознательных и бессознательных ценностей, норм и установок, отражающихся в поведении населения. Исходя из разделяемых ими ценностей, люди либо принимают, либо отвергают новые социальные нормы.

К началу XXI в. сформировалась совокупность национальных моделей экономики. Все эти модели отображают сочетание государственного регулирования и рыночных отношений.

Это выдвигает научную и практическую проблему - какая модель должна развиваться в России, каким образом должно происходить ее сосуществование в совокупности других моделей?

Пристальный интерес у исследователей вызывает процесс развития стран Юго-Восточной Азии. Быстрое развитие экономики этих стран многие ученые объясняют использованием стратегии «догоняющего развития». Отличительными чертами экономики догоняющего типа являются:

• высокая степень государственного вмешательства в экономику;

• наличие специфической формы организации бизнеса;

• государственные инвестиции в расширение и совершенствование экономической инфраструктуры;

• стимулирование внутренних и внешних источников инвестиций;

• протекционистская политика государства. Основой стратегии «догоняющего развития» является заимствование технологий. Именно это и послужило ростом этих стран.

Существуют два возможных типа догоняющего развития России:

1.Развитие за счет экономического рывка, ускоренной индустриализации – например, при специфической институциональной системе – АКС.

2. Следование в разрешенном фарватере, где догоняющее развитие обеспечивается за счет изменения самого институционального уровня организации жизни. Что при этом в процессе трасформации произойдет с производством и потреблением не имеет значения. Поэтому задачи здесь имитационные, формальные, они не содержат конкретных ответов – для чего, какими средствами, и в каком объеме? Это приводит к растрате накопленного советской системой капитала и к увеличению потребительского сектора.

Путь социально-экономического развития для России еще не выбран. Не зависимо от того, какая будет модель, она должна обеспечить решение следующих задач:

1. Должна быть достигнута предельная эффективность экономической модели и ее хозяйственного механизма.

2. Принятая экономическая модель должна обеспечить устойчивое функционирование и саморазвитие экономики при внешней изоляции.

3. Обеспечить благоприятные жизненные условия для общества.

4. Обеспечить добросовестное исполнение экономической модели и реализацию интересов социальных групп общества.

Монополистическая рента возникает, когда монополист имеет возможность существенно завышать цену по сравнению с предельными издержками производства и получать сверхприбыль за счет присвоения излишка потребителя. При этом потребители несут потери от завышенных цен на товары и услуги, а общество в целом недополучает общественную стоимость не произведенных товаров и услуг. Кроме того, абсолютный монополист лишается стимулов к постоянному совершенствованию производственного процесса. В результате общество не реализует возможности улучшения качества товаров и услуг и снижения цен и тарифов на них.

С другой стороны, монополистическая рента может быть «эффективной» для национальной экономики. Иногда только в условиях монополии возможно достижение положительного эффекта от масштаба производства, т.е. снижение себестоимости единицы продукции.

Экономическая «эффективность» монополистической ренты может возрасти, если она накапливается и реинвестируется в основной капитал, внедрение новых технологий, проведение НИОКР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: