Европеизация русского общества

Со времён принятия православия и до Петра русское обще­ство воспитывалось под влиянием византийского аскетизма, кото­рый запрещал многие стороны человеческого развития. Право­славная Церковь ставила идеалом жизни суровое монашество, от­рицала всякие житейские наслаждения и радости, противопостав­ляя им пост, молитву, как существенное средство для достижения загробного блаженства.

Еще в Немецкой слободе молодой Пётр увидел другой мир, другой стиль жизни, который был больше по душе его любозна­тельной и деятельной натуре. В период пребывания в составе «Ве­ликого посольства» в Западной Европе, Пётр окончательно при­шёл к выводу, что русское общество отстало от стран Западной Европы и в культурном отношении.

И он решил европеизировать русское общество, т.е., пере­нести западноевропейские культурные традиции на русское обще­ство. Указы, коренным образом менявшие старый русский быт, следовали один за другим. Бояре в них с трудом разбирались, роп­тали, стенали, но нужно было покоряться воле государевой. Сле­дует отметить, что некоторые западноевропейские традиции стали проникать в Россию после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Так, бритье бород по польскому образцу стало распростра­няться среди дворянства в середине XVIIв. В 1672 г. в России появился первый театр под руководством немецкого пастора И.- Г. Грегори при дворе Алексея Михайловича. В 1687 г. при царевне Софье появилось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

Пётр запретил носить бороды (за ношение бороды пола­гался ежегодный налог в 100 рублей), дворянам велел пить кофе, солдатам курить.

До Петра Iшкола была подчинена Церкви. Она не могла дать обществу технически грамотных и образованных людей. При Петре Iотношение к школе стало политикой государства. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным нау­кам, главным образом, «навигацким» (морским), механике, артил­лерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из - за грани­цы учителей, начал создавать в России сеть школ. В 1701 г. в Мо­скве в Сухаревой башне была открыта первая в России светская Школа математических и навигацких наук. В 1711 г. в Москве бы­ла создана Инженерная школа. Причём, в этих учебных заведениях могли учиться как дети дворян, так и других сословий. В 1705 г. саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное ис­кусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпи­тале была открыта Медицинская академия. Так, при Петре Iв Рос­сии было положено начало системе образования в России.

При Петре, с 1 января 1700 г., Россия перешла на европей­ское летоисчисление на основе юлианского календаря от «рожде­ства Христова».

В 1703 г. в России появилась первая газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». В редакти­ровании газеты принимал участие сам царь. В 1708 г. церковно­славянский шрифт был заменён на латинизированный «граждан­ский».

Просвещению народа должен был способствовать театр. В 1702 г. в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актёра и драматурга Куншта. Здание для театра построили на Красной площади, и он стал общедоступным для всех сословий..

Пётр Iположил начало складывания наградной системы России. В 1699 г. был учреждён первый российский орден - Анд­рея Первозванного, ставший высшей государственной наградой в России. В 1713 г. Пётр учредил орден Святой Екатерины, ставший высшей наградой для дам. Царь задумал также учредить орден для награждения за воинские успехи. Он обратился к имени Александ­ра Невского. В 1710 г. на берегу Невы, на том самом месте, где в 1240 г. состоялась Невская битва, по воле Петра был основан мо­настырь в память Александра Невского. В 1724 г. сюда из Влади­мира были перевезены останки князя и преданы земле. После это­го указом Петра монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру. В 1722 г. был учреждён орден Святого Александра

Невского. Но первые награждения орденом были произведены в царствование его жены, императрицы Екатерины I.

Петром были произведены перемены в быту дворян - в 1717 г. для дворянских детей был переведён и издан специальный учебник «Юности честное зерцало или Показание житейскому об­хождению, собранное из разных авторов», где просто и доходчиво объяснялись правила поведения образованного, воспитанного дво­рянина в обществе. В 1718 г. для проведения досуга дворян были учреждены Ассамблеи - вольные собрания. До петровского време­ни русская женщина вела теремной (закрытый) образ жизни. При этом жизнь мужчин и женщин проходила отдельно. Пётр Iпотре­бовал, чтобы русская женщина заняла в обществе то место, кото­рое она занимала в Западной Европе. Поэтому ассамблеи обяза­тельно должны были проходить с участием женщин.

Следует заметить, что все культурные преобразования -проводились сверху, путём навязывания русскому обществу евро­пейских бытовых традиций, которые из них без пользы раздража­ли подданных, оскорбляли их религиозные чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: