Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Внутренняя политика Александра I (1801 - 1825)




План лекции

1. Внутренняя политика Александра I (1801 - 1825).

2. Внешняя политика Александра I.

3. Восстание декабристов.

4. Внутриполитическое развитие России при Николае I(1825 -1855) . Апогей самодержавия.

5. Промышленный переворот в России.

6. Внешняя политика в правление Николая I.

7. Общественное движение 30 - 40-х гг. ХГХ в.

Вступив на престол, Александр I (1801-1825 гг.) отменил наиболее одиозные указы отца, Павла I, и восстановил Жалован­ные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезды за границу, на европейскую литературу, освободил из ссылки офице­ров и чиновников (около 12 тыс. чел век), пострадавших при Пав­ле I.

Внутриполитическая деятельность Александра Iотлича­лась противоречивостью, особенно в период до Отечественной войны 1812 г. Начало царствования Александра Iхарактеризова­лось некоторым стремлением либеральному реформаторству.

Однако эти начинания ни в чем не коснулись устоев госу­дарства, то есть самодержавия и крепостного права.

В 1803 г. Александр I издал Указ о вольных хлебопаш­цах,который разрешил помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. По этому указу было освобож­дено за первую четверть XIXв. 47 тысяч крестьян.

Александр I собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», так называемый негласный комитет.В него вошли князь А. Е. Чарторыйский, граф П. А. Строганов, граф Н. Н. Новосильцев и граф В. П. Кочубей. Это был своего рода штаб по разработке про-

ектов реформ. Практические результаты его деятельности незна­чительны. Пожалуй, единственным значительным результатом его работы стало создание министерств,вместо старых петровских коллегий.

Министерства управлялись по принципу единоначалия, а министр подчинялись непосредственно императору. Для обсужде­ния совместных дел был учрежден комитет министров.

Сенат стал высшим судебным органом. Он также контро­лировал законность в стране и деятельность административных органов.

В 1810г. для подготовки законопроектов учрежден Госу­дарственный совет -совещательный орган при царе, в который входили министры и высшие чиновники, назначавшиеся царем.

По поручению Александра IМ.М. Сперанскийподгото­вил и представил императору проект кардинальной политической реформы. Этот проект предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий). Стержнем проек­та являлась реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей.

Проект Сперанского означал, по сути дела, превращение самодержавной монархии в конституционную монархию(с кон­ституцией, выборной Госдумой и т. д.).

Император одобрил проект реформ Сперанского, но осу­ществить не решился.




В 1803г. была реорганизована система учебных заведений. Основными принципами ее являлись: преемственность и бессо­словность образования.К 1806году в стране было уже 6универ­ситетов.

С 1811г. открываются лицеи. В 1804г. был принят уни­верситетский устав, предоставивший им автономию. В общем, ре­формы в области просвещения носили прогрессивный характер; реформы государственного управления вели к дальнейшей цен­трализации управления, бюрократизации, усилению самодержав­ной власти.

Реформаторские планы нарушила война с Францией.

После Отечественной войны 1812г. внутренняя политика Александра Iсовсем потеряла прежний либеральный оттенок. По инициативе Александра Iсоздается «Священный союз»,объеди­нивший европейских монархов для борьбы с революциями в Ев­ропе (характер внешней политики тесно связан с внутренней поли­тикой). В самой России установился режим аракчеевщины.Уси­ливается цензура,гонения на прогрессивно мыслящих людей. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнета -военные поселения.

Произошло несколько восстаний военных поселян (1819г. -в Чугуеве). В 1820г. -восстание солдат Семеновского полка.

Таким образом, внутренняя политика Александра I,снача­ла либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия, объективно способствовала активизации дворян­ского революционного движения -декабризма.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 5445; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10204 - | 7230 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.169.76 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.