Лекция 11.
1. Сетевые организации и их структуры
2. Правила (принципы) построения рациональных структур
В последние десятилетия ответом организаций во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур – сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды. Вместе с тем эффективность сетевых организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими. Характеристики свойств разных моделей организации представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Характеристика свойств разных моделей организации
Ключевые факторы | Модель | |
Иерархия | Сетевая организация | |
Нормативная база | Служебные взаимоотношения | Договорные отношения |
Средства связи | Стандартные | Использующие многообразные современные технологии |
Модель решения конфликтов | Административные приказы, контроль | Нормы взаимности |
Степень гибкости | Низкая | Высокая |
Обязательства сторон | Средний уровень | Высокий уровень |
Атмосфера (климат) в организации | Формальная, бюрократическая | Предполагаемая открытость, взаимовыгодность |
Преференции или выбор участников | Подчиненность | Взаимозависимость |
Некоторые сети соединяют поставщиков, покупателей и органы по реализации в долговременные стабильные сети. Другие недолговременны, т.е. соединение происходит для реализации какого-нибудь проекта.
Существует несколько видов сетевых организаций (рис. 24): внутренняя сеть, стабильная сеть, динамическая сеть.
Рис. 24. Сетевые организации:
а - внутренняя сеть; б - стабильная сеть; в - динамичная сеть
Внутренняя сеть - создание рыночной экономики внутри сети. Цель - получить конкурентные преимущества путем предоставления широкой предпринимательской свободы с нацеленностью на конечный результат.
Стабильная сеть - в своей основе близка к функциональной организации. Она разработана для обслуживания предсказуемого рынка путем соединения специализированных ресурсов в соответствии с заданной продуктовой цепочкой ценностей.
Динамичная сеть - связана с дивизиональной формой, которая делает акцент на адаптивность путем нацеливания независимых подразделений на отдельные, но связанные рынки.