Показатели тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобилей в условиях эксплуатации определяют с помощью стационарных роликовых (барабанных) тяговых стендов, переносных приборов (средств технического диагностирования двигателей), расходомеров топлива.
Тяговые стенды позволяют имитировать в стационарных условиях тестовые нагрузочные и скоростные режимы работы автомобиля. При этом используют следующие диагностические параметры: мощность на ведущих колесах (колесная мощность) — Nк; крутящий момент (или тяговое усилие) на ведущих колесах — Мк (Рк); линейная скорость на окружности роликов — Va; удельный расход топлива — Q; эффективная мощность двигателя — Ne; момент сопротивления (сила сопротивления) вращению колес и трансмиссии — М f (P f); время выбега — t в; время (или путь) разгона — t P (SP); ускорение (замедление) при разгоне (выбеге) — j p (j в).
По перечисленным диагностическим параметрам на тяговых стендах определяют потери в трансмиссии, скорость в моменты переключения гидромеханических передач, расход топлива в определенных нагрузочных и скоростных режимах, выполняют установку оптимального угла опережения зажигания по силовым параметрам (максимальной мощности) и регулировку на нормативную токсичность отработанных газов. Кроме того, при испытаниях автомобиля на тяговом стенде можно проверить работу редуктора, моторного тормоза, спидометра, счетчика пройденного пути, тахометра и оценить техническое состояние ходовой части автомобиля по параметрам шума, вибрации и нагрева отдельных агрегатов.
Классификация тяговых стендов:
1) По способу нагружения: инерционные, силовые и инерционно-силовые (комбинированные).
На инерционных стендах в процессе разгона инерционной системы реализуется скоростной режим диагностирования. В качестве инерционной системы используются маховые массы барабанов (роликов) и специальные маховики, соединенные с барабанами через редуктор. При разгоне барабанов ведущими колесами автомобиля маховые массы оказывают сопротивление, равное моменту инерции стенда. Чем больше колесная мощность автомобиля, тем меньше путь и время разгона инерционных масс в установленном скоростном диапазоне.
Нагрузочный режим диагностирования, характеризующийся постоянством скорости и тормозных сил на беговых барабанах в момент диагностирования, реализован только на стендах, оборудованных нагрузочными устройствами (тормозами).
В силовых тяговых стендах могут быть использованы фрикционные тормозные устройства, гидравлические тормоза, электродвигатели постоянного или переменного тока, работающие в режиме генератора, и электродинамический тормоз.
В настоящее время получили наибольшее распространение стенды с электромагнитными дисковыми тормозами с воздушным охлаждением.
Это разнополюсная электромашина (индукционный тормоз). Тормоз работает в условиях высоких температур (400-600 градусов), поэтому применяется система охлаждения. Якорь электротормоза переводит всю механическую энергию вращения в электрическую, а затем рассеивает в виде теплоты.
2) По типу диагностируемых автомобилей: для легковых, грузовых автомобилей и автобусов, а также универсальные (для легковых и грузовых).
3) По типу опорно-приводных устройств: однобарабанные, двухбарабанные под каждое колесо ведущей оси, двухбарабанные под колеса ведущей оси, трех- и четырехбарабанные для автомобилей с двумя ведущими осями (рис. 7.16).
Рис. 7.16. Схемы тяговых стендов моделей 4817 (а) и 4819 (б):
1 - вентилятор; 2 - пульт управления и индикации; 3 - опорно-приводное устройство (рабочий ролик заштрихован); 4 — дополнительное опорное устройство; 5,6- устройства для отвода отработавших газов
Однобарабанные опорно-приводные устройства не нашли практического применения по причине нестабильности положения ведущих колес автомобиля при значительных скоростях испытаний.
Наибольшее распространение получили стенды с опорно-приводными устройствами с двумя барабанами под каждое ведущее колесо автомобиля. Основными частями тяговых стендов являются опорно-приводное устройство, пульт управления и индикации со средствами измерений, устройство для отвода отработавших газов, вентилятор и страховочные устройства. Один из двух барабанов — рабочий, второй — поддерживающий (холостой), однако бывают стенды, у которых оба ролика рабочие.
Стенды с опорой на два барабана небольшого диаметра в сравнении с однобарабанными (большого диаметра) имеют меньшую металлоемкость и большую устойчивость испытуемого автомобиля. Однако испытания автомобиля на двухбарабанном стенде сопровождаются повышенной деформацией шин, что приводит к их интенсивному нагреву и изнашиванию.
В связи с этим обстоятельством, минимальный диаметр роликов должен быть 240 мм. Для снижения нагрева и изнашивания шин рекомендуется повышать на время испытаний давление воздуха в шинах на 30-50%, осуществлять обдув шин, или ограничивать скорости испытаний.
7.9. Стенды для диагностирования двигателя