Источники данных

Данные

Статистические модели

Переменные

Математические модели

Методы сбора данных

Самый простой —опрос покупателей с помощью интервью и опросных листов

Может включать самый широкий круг вопросов:

• “На сколько больше бензина вы начнете покупать, если его цена упадет на 50 копеек?”

• “Какой бренд из предложенных вы предпочитаете?”


Более аккуратный способ — рыночные эксперименты или фокус-группы

Часто потребителям в таких экспериментах выделяют определенную сумму денег и просят потратить на некоторые товары, оценивая выбор

Другой вариант — эксперимент в естественных условиях: компания меняет параметры (например, цену) на разныхрынках и следит за реагированием спроса


Описанные методы довольно полезны, но они не позволяют оценить функцию спроса

Наиболее удобный инструмент для этого — сбор статистики (например, с помощью карт скидок)


Зависимость между переменными бывает детерминированная: к примеру, доход равен цене умножить на объем. Всегда

А бывает статистическая — с учетом разного рода неопределенности

Реальная зависимость спроса от цены — именно такая

Как мы помним, на спрос могут влиять много факторов:

Q=f(P,Pt−1,P’,Y,A,...)


Какие переменные включать в модель, а какие не включать — сложный вопрос

Теория говорит нам, что спрос зависит от цены, дохода и рекламы

На самом деле даже после статистической оценки мы можем сделать только вероятностные умозаключения

Но даже такие зависимости лучше никаких

Поэтому на этапе спецификации лучше учитывать все переменные


Статистика позволяет нам оценить, как влияют разные переменные на объем спроса

Наиболее сложная проблема в том, что некоторую информацию сложно получить — например, объемы рекламных бюджетов конкурентов

Как вариант — слишком дорого (например, данные по доходам клиентов)

Поэтому нам приходится считать не учтенные нами переменные случайным фактором:

Q=a+bP+ε

Собранные данные могут быть двух типов:

• временные ряды: данные по одной компании за несколько периодов времени — месяцев, кварталов, лет.

Эти данные могут быть количественными (продажи, цены, доходы) или качественными (разные категории покупателей, регионы)

• панельные данные: статистика по разным компаниям за один период времени

Обычно доступно что-то одно — и чаще это данные по вашей собственной компании

• Отчеты компаний и данные учета вашей компании

• Консалтинговые компании и маркетинговые агентства

• Официальные источники— обычно для доходов населения или макропоказателей



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: