Математические формы

Пример

Множественная регрессия

Прогнозирование

Регрессия на PC

Выбор зависимости

Преобразование функции

Регрессия для степенной функции

Как вы помните, спрос может описываться степенной функцией:

Q=aPb

Ее можно довольно просто привести к линейной, взяв натуральные логарифмы:

lnQ=lna+bln(P)

Это значит, что нужно просто преобразовать переменные — а потом считать по обычным формулам

Преобразовать переменные можно даже в Excel (функция LN())


Для наших данных зависимость получается такая:

lnQ=10.02 −2.089lnP

Отсюда выводится уравнение спроса:

Q=22421P−2.089

Как получилось 22421?

22421=e10.02


Если рассчитать R2 для новой модели, то мы получим 0.6618

А было — 0.6829

Это значит, что степенная функция не так хорошо описывает наши данные, как линейная, поэтому лучше выбрать последнюю


Для регрессионного анализа обычно используют специальные статистические пакеты (SPSS, Stata, Statistica и другие) — в них все делается автоматически и очень быстро


Для чего нужно уравнение?

Мы уже говорили в прошлой теме — как миниму, для оценки эластичности

Кроме того, для прогнозирования — теперь, подставив в уравнение нашу цену, мы можем с точностью в 68% оценить, каков будет объем продаж

Как повысить точность?


Самый лучший способ — ввести в уравнение другие переменные, которые влияют на спрос:

Q=α+β1P+β2P’+β3Y+β4A+...+ε

Преимущества множественной регрессии:

• оцениваем эффекты нескольких переменных

• даже если нам нужно оценить эффект только цены, это позволяет нам устранить влияние других факторов

• повышается R2, точность оценок и прогнозов


Например, в нашу модель можно ввести цену в прошлом месяце:

Фирма Продажи (тыс. штук) Цена Прошлая цена
A      
B      
C      
D      
E      
F      
G      

Это дает нам следующую модель (вручную расчеты слишком сложные, поэтому это сделано в статистическом пакете):

Q=235.2 −3.890Pt−6.394Pt−1

Результат: R2 увеличился до 0.965. Значит, наш спрос во многом определялся прошлой ценой


Множественная регрессия может быть в самых разных математических формах:

Модель Форма Преобразование Понимание
Линейная Y = a + bX никакого X растет на 1 Y растет на b
Степенная (лог-лог) Y = aXb InY = Ina + blnX X растет на 1% Y растет на b%
Экспоненциальная (лог-лин) Y = aebX InY = Ina + bX X растет на 1 Y растет на bX %
Логарифмическая (лин-лог) Y = a + blnX Y = a + blnX X растет на 1% Y растет на b/100

Что это значит

• Стандартные ошибки — показывают границы ошибок в наших оценках, вспомогательная графа

• t-статистики: используются для оценки значимости коэффициентов (должны превышать определенное табличное значение)

• Уровни значимости (P>|t|): показывают, насколько статистически значимы наши оценки. Обычно считается, что они должны быть меньше 0.05 — значит, переменная действительно влияет

• Доверительные интервалы: показывают, в каких пределах в нашей модели изменяются переменные


Выбор модели

Если попробовать сделать регрессии для всех математических форм, то получим такие R2:

Модель Только P P и P’
Линейная 0.62 0.95
Степенная 0.59 0.93
Экспоненциальная 0.56 0.96
Логарифмическая 0.66 0.95

Судя по всему, эксспоненциальная предсказывает немного лучше. На ней и стоит остановиться


Важно отметить еди­ницы измерения каждой переменной.

Например, оценка спроса на пиццу у студентов американских колледжей

Y= 26,67 - 0,088Х, + 0.138Х, - 0,076Х3 - 0,544Х4

Х1 – цена на пиццу - в центах

Х2 – стоимость обучения – в тыс.долл.

Х3 – цена прохладительных напитков - в центах

Х4 – месторасположение - принимает значение 1, если студенческий городок расположен в черте города, и равняется 0, если студенческий городок расположен где-то в другом месте


Y= 26,67 - 0,088Х1 + 0.138Х, - 0,076Х3 - 0,544Х4

Коэффициент перед X1 отрицателен, что соответствует закону спроса: при изменении цены на пиццу (Х1) величина спроса на нее будет меняться в проти­воположном направлении.

Положительный знак коэффициента платы за обучение говорит нам о том, что стоимость обуче­ния и величина спроса на пиццу имеют прямую связь. Более высокая стоимость обучения связана с более высоким спросом на пиццу, и наоборот. Таким обра­зом, пицца оказывается нормальным товаром.

Y= 26,67 - 0,088Х, + 0.138Х, - 0,076Х3 - 0,544Х4

Отрицательный знак цен на про­хладительные напитки подтверждает тот факт, что пицца и лимонад являются дополняющими товарами. Когда цена на прохладительные напитки повышает­ся, студенты колледжа начинают покупать меньше пиццы. При снижении цены на прохладительные напитки спрос на пиццу будет расти.

Отрица­тельный знак дами-переменной, отвечающей за расположение студенче­ского городка, говорит нам о том, что студенты, учащиеся в колледжах в черте города, в месяц будут покупать примерно на половину куска пиццы меньше (0,544), чем студенты из пригородов и окрестностей.

Y= 26,67 - 0,088Х1 + 0.138Х2 - 0,076Х3 - 0,544Х4

Каждый коэффициент говорит нам о том, насколько изменится вели­чина спроса на пиццу по отношению к единичному изменению каждой объяс­няющей переменной.

Коэффициент перед X1 равняется -0,088: еди­ничное изменение в цене приведет к изменению величины спроса на 0,088 в противоположном направлении – увели­чение цены на 100 центов (или $1,00), приведет к снижению величины спроса на пиццу на 8,8 (100 х 0,088).

Увеличение платы за обучение на одну единицу (в данном случае $1 тыс.) приводит к увеличению спроса на пиццу на 0,138.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: