Тема 3.4. Взаимодействие школы, семьи, общественных организаций в воспитании детей с недостатками слуха

Семья обеспечивает ребенку с нарушенным слухом (как и каждому человеку) полноту ощущения детства и делает его жизнь радостной, насыщенной теплом, заботой, вниманием. Семья, которая выпадает на долю малыша, а затем и подростка с нарушенным слухом, может быть самой различной по составу: однодетной, малодетной (еще один ребенок) и многодетной, в которой кроме глухого или слабослышащего ребенка есть и слышащие дети инеполной семьей.Статистика показывает, что такие ситуации (отсутствие отца) – нередкое явление для семей с глухими или слабослышащими детьми. Родители ребенка могут быть слышащими и людьми со слуховым дефектом.

От полноты взаимоотношений детей, имеющих нарушения слуха, с родителями и другими членами семьи зависит то, насколько адекватными будут их отношения с социальной средой. Изучение особенностей внутрисемейных отношений (Т.Г.Богданова, Н.В. Мазурова, 1998) выявляет сложный и многомерный характер их влияния на развитие личности неслышащих школьников. Так, в семьях, где родители тоже глухие, складываются более близкие межличностные отношения, чем в семьях с слышащими родителями. В первом случае родители принимаю активное участие в судьбах своих детей, ибо у глухих (или слабослышащих) родителей отсутствует проблема общения с детьми: и те и другие пользуются специфическими способами общения.

Глухие школьники, имеющие слышащих родителей, выражаютсвою симпатию к матери в меньшей степени, чем дети глухих родителей. Они чаще проявляют положительное отношение к сестрам и братьям, чем к отцу и матери, что связано с более теснымисоциальными контактами детей с братьями и сестрами на предметно - практическом уровне и что затруднено в общении со слышащими родителями.

У глухих детей положительные отношения к материвыражаются в большей степени, чем к отцу. Для родителей, принадлежащих к социуму слышащих людей, характерно взаимное непонимание между ними и детьми. Материалы исследованияИ.В.Цукерман (1998) подтверждают, что трудности общения глухих детей и их слышащих родителей, которые, как правило, не владеют навыками использования жестовой речи и дактилологии, сохраняются долгие годы. Сами родители признаются, что недостаточно хорошо понимают устную речь своих детей. В роли переводчиков, устанавливающих контакты между ними, выступают сурдопедагоги и воспитатели.

Возникающий при этом дефицит удовлетворенных потребностей в общении часто идет к преобладанию у учащихся отрицательных эмоций, повышенной раздражительности и инертности. В дальнейшем такая неудовлетворенность может послужить причиной своеобразия эмоциональных отношений с окружающими и привести к возникновению социальной изоляции, тяжелому переживанию дискриминации. Подобные внутрисемейные ситуации особым образом влияютна развитие личностных качеств у школьников с нарушенным слухом.

Достаточно распространенная особенность таких отношений – выбор родителями детей со слуховым дефектом изоляции как способа защиты от фрустрирующей ситуации, в которой оказалась семья. Причинами этого часто бывают недостаточная их педагогическая компетентность и дефицит специальных знаний. Поэтому важными задачами в работе со слышащими родителями являются ихобучениеустановлению межличностных контактов со своими детьми и оказание им помощи в воспитании ребенка.

Взаимное приспособление между братьями и сестрами, одни из которых имеют нарушения слуха, а другие нет, зависит от пола, возраста, порядка рождения ребенка, имеющего нарушение, социально-экономического статуса родителей, их поведения по отношению к ребенку и степени тяжести нарушения.

При обследовании семей, имеющих детей с нарушенным слухом, немецкиепсихологи обнаружили, что слышащие братья и сестры, у которыхскладывались положительные отношения с братом или сестрой со слуховым дефектом, располагали тесными эмоциональными связями с родителями. Слышащие братья и сестры, которые высказывались о неслышащих негативно, отмечали, что их связь родителями нарушилась из-за появления ребенка со слуховым дефектом и что забота и внимание родителей распределялись между детьми неодинаково.

Воспитание детей со слуховым дефектом часто происходит в условиях гиперопеки взрослых, что культивирует формированиеличностной модели со сниженным уровнем притязаний и самостоятельности. Родители, следуя данной тактике воспитания, вольно вырабатывают у своих детей комплекс таких личностных качеств, как осторожность, несамостоятельность, зависимость отдругих. При этом снижается значимость таких свойств, как ответственность, умение постоять за себя, стремление к достижению успеха, независимость.

В ситуации конфликта с детьми слышащиеродители в большинстве случаев не стремятся к пониманию его причин, что не позволяет и детям со слуховым дефектом в свою очередь осознать мотивы как собственных поступков, так и поступков других людей.

Отношение родителей к воспитанию детей с нарушенным слухом зависит от уровня их образования и культуры, от материальных условий семьи, морально-психологического климата и личностных установок в восприятии собственного ребенка. Особое значение имеет деятельная, активная позиция родителей, проявляющаяся в стремлении понять особенности нарушенного развития ребенка и желании овладеть необходимыми знаниями и умениями для оказания ему коррекционно-развивающей помощи. Из-за особенностей развития детей с нарушенным слухом воспитательные функции семьи усложняются.

Условия, благоприятно сказывающиеся на воспитании ребенка и стимулирующие его личностное развитие, могут быть разными. Одним из вариантов является социальное единство семьи, превалирование в ее жизни трудовой атмосферы, где каждый вносит посильный вклад в создание материального благополучия и способен соотносить свои потребности с потребностями других членов семьи и с материальным достатком.

Вместе с тем чрезвычайно важны четкая, правильная организация жизни ребенка и оказание ему помощи в формировании позитивного опыта поведения, привычек, взаимоотношений между ним и взрослыми, чему способствуют совместная трудовая деятельность и разумное разделение труда между всеми. Кроме того, следует помнить и о рациональном ведении хозяйства, включая порядок хранения вещей, определение постоянного места труда и отдыха, следование общему распорядку и режиму дня.

Большое значение имеют доброжелательные отношения в семье: содружество, наглядное живое участие во всех проблемах каждого, взаимопонимание между отцом и матерью, дружба и уважение между старшими и младшими. И наконец, важную роль играет сочетание требовательности с уважением и гуманным отношением к детям и к каждому члену семьи.

Родители в силу родственной близости и непосредственного общения с детьми располагают неограниченными возможностями в «изучении» их возрастных и индивидуальных особенностей и привлечении их к полезной деятельности. Так, при поступлении ребенка в школу родители под руководством сурдопедагога помогаютсвоим детям включиться в систему новых отношений, приучаютих к систематической, повседневной учебной работе, содействуют развитию речи и речевого слуха.

В подростковом возрасте именно родителям принадлежит значимая роль в организации поведения школьников, научении их навыкам общения и конструктивного взаимодействия в различных жизненных ситуациях, в том числе и в трудных. Для старшеклассников родители могут оказаться лучшим примером при формировании социально значимых ценностных ориентаций, помочь им в выборе профессии, обретении смысла жизни, в правильном и адекватном планировании совместного с ними будущего.

Воспитание детей с нарушенным слухом в семье направлено на разностороннее развитие личности и основано на знании возрастных особенностей и изменений, на создании условий для сглаживания кризисных периодов становления характера растущего человека. Оно включает заботу о сохранении и укреплении физического, нравственного и психического здоровья ребенка или подростка, развитии его умственных способностей в активной познавательной деятельности, формировании социального и культурно-нравственного опыта, положительных личностных качеств, подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Наряду с общепедагогическими задачами родители детей с нарушенным слухом решают и специфические, участвуя в оказании помощи в преодолении последствий слухового дефекта. Среди них – развитие коммуникативных навыков, усвоение устной речи, формирование слухового восприятия, коррекция познавательной деятельности, физического развития. Решение этих задач способствует социальной адаптации и интеграции школьников с нарушенным слухом.

В семейном воспитании используется комплекс методов – практически-действенных, побудительно-оценочных, информационных. Каждый акт жизнедеятельности детей со слуховым дефектом в семье ориентирован на их многообразное сочетание и на свободный выбор вариативных форм работы. Так, для приобщения детей с нарушенным слухом к восприятию прекрасного родители организуют посещения музеев, проведение экскурсий по историческим местам и на природу, совместное чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов и т.д.

Важное значение имеет продуманная и правильная организация жизненного пространства детей с нарушениями слуха в семье, что предусматривает наличие бытовых приспособительных и тренировочных устройств: звонка с прерывистым сигналом, светового сигнализатора звука, будильника с вибратором, адаптера для подключения к бытовой аппаратуре, телефонного аппарата с бегущей строкой или с усилением звука, мобильного телефона с вибратором, тренажера для проведения индивидуальных слухоречевых занятий в домашних условиях и др.

Дети с нарушенным слухом не всегда в состоянии объяснить свои привязанности, свое отношение к другим людям, а такжепричины своих поступков. В качестве средства, содействующего пониманию внутреннего мира ребенка, может послужить организация взрослыми совместного с ребенкомведения повседневных дневниковых записей (О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, 2004). На основе разработанной учеными и сурдопедагогами методики в увлекательной форме с использованием наглядных и вербальных опор происходит осмысление и объяснение того, что случилось с ребенком, что происходит в семье сейчас а также того, что произойдет в будущем.

Сотрудничество коррекционных образовательных учреждений и семьив решении проблем воспитания детей и подростков

Объективная предпосылка успешности воспитания детей с нарушенным слухом – согласованность действий родителей и сурдопедагогов. Объединяя свои усилия в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития учащихся, они достигают согласованной реализации целей и содержания образовательно-воспитательной деятельности, развития социально значимых качеств личности (интересов, ценностных ориентаций и творческих способностей), координации взаимосвязанных действий в формировании речи и слухового восприятия как средств общения, в совершенствовании произносительных умений и познавательной деятельности.

Сотрудничество специальных образовательных учреждений и семьи проявляется в оказании родителям помощи в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития и привлечении их к участию во внеурочной работе образовательных учреждений.

Деятельность образовательных учреждений I и II видов по оказанию помощи семье в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития учащихся предусматривает комплекс мер, включающих организационно-педагогическую работу, педагогическое просвещение и индивидуальную работу.

Организационно-педагогическая работаобеспечивает объединение совместных усилий школы и семьи по воспитанию детей с нарушенным слухом. Формы реализации такой работы – общешкольные родительские собрания или конференции и классные (групповые) собрания, дни открытых дверей. Для полноценного участия в этих мероприятиях родителей, имеющих нарушения слуха, используютсяспецифические средства общения, в том числе разговорный (или калькирующий) жестовый язык.

Общешкольные родительские собрания или конференции проводятся два-три раза в год и посвящаются рассмотрению актуальных проблем деятельности специальных школ, а также текущим вопросам обучения и воспитания детей. Например, темами обсуждения на таких собраниях могут быть: повышение качества знаний учащихся; обобщение результатов работы кружков; опыт трудового обучения и профессиональной ориентации; сотрудничество семьи и школы по формированию речевого поведения учащихся и др.

Классные (групповые) родительские собрания являются более оперативной формой работы с семьей; проводятся они не реже одного раза в четверть. Здесь родители узнают об успеваемости и дисциплине учащихся, подводятся итоги воспитательной работы, совместно обсуждаются актуальные вопросы жизни классного коллектива, обобщается и становится достоянием других положительный опыт отдельных семей. Такие собрания содействуют оперативной связи семьи и школы, обеспечивают действенность педагогического руководства семейным воспитанием.

Особое значение имеет деятельность общешкольных и классных родительских комитетов (родители входят в совет школы. Прописано в Уставе обр. уч-я). Их задачи, содержание работы, права и обязанности определены «Положением о родительском комитете специальной школы». Количественный состав комитета устанавливается решением общего собрания (конференции) родителей. Родительские комитеты помогают школе в решении широкого круга вопросов: контролируют взаимодействие родителей и школы, организуют педагогическое просвещение членов семей, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, в профессиональной ориентации школьников.

И наконец, важное место среди форм организационно-педагогической работы коррекционных учреждений для детей с нарушенным слухом занимает проведение дней открытых дверей. В такие дни родители могут посещать уроки, внеклассные и индивидуальные занятия, встречаться с директором и его заместителями, получать дополнительные консультации у сурдопедагогов или воспитателей по различным вопросам обучения, воспитания, коррекционно-развивающей помощи.

При посещении уроков и занятийродители имеют возможность познакомиться со спецификойработы сурдопедагога, учителя-дефектолога, воспитателя, понаблюдать за повседневной учебной деятельностью и поведением своих детей, пополнить свой багаж педагогических знаний, поучиться использованию различных методов и приемов работы, установить более тесные контакты с педагогическим коллективом школы.

Педагогическое просвещение родителейпредоставляет им возможность ознакомиться с системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного семейного воспитания в настоящем и вближайшем будущем.

Опыт практической работы многих школ показывает, что лучшими формами организациипедагогического просвещения являются университет для родителей и лектории по семейному воспитанию. И там, и там занятия проводятся раз в месяц и включают в себя лекции, тематические занятия, семинары по обмену опытом семейного воспитания организацию выставок литературы по сурдопедагогике и специальной психологии и т.д.

Общешкольные лекции для родителей, как правило, посвящаются общим вопросам сурдопедагогики, актуальным проблемам воспитания, например: формированию познавательных интересов у младших школьников; трудностям в поведении и общении глухих и слабослышащих подростков; расширению читательской культуры учащихся и др. Темы согласуются с интересами и предложениями родителей. Для успеха их проведения важен также выбор нестандартных тем, вызывающих особый интерес у родителей, например: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс?», «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Праздники (традиции) в семье и семейный досуг, их организация», «Формирование культуры речевого общения в семье» и т.д.

На просветительских занятиях по классам (группам) родители узнают о своем ребенке много важного для правильного их участия в его воспитании, учатся использованию дактильной речи на начальном этапе обучения глухих детей; проведению упражнений и игр, направленных на развитие остаточного слуха ребенка и т.д.

Эффективной формой коллективной работы с родителями являются родительские конференции, которые проводятся один-два раза в год и предназначены для обмена лучшим опытом обучения и воспитания детей, для повышения педагогических знаний и кругозора.

Тематика для различных форм педагогического просвещения разрабатывается с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня общей и педагогической культуры родителей, объема их специальных знаний и умений, особенностей развития разных групп детей с нарушенным слухом.

Индивидуальная работа школы с родителяминеобходима для согласования действий и оказания адекватной коррекционно-развивающей помощи конкретному школьнику со слуховым дефектом. Особое значение она приобретает для глухих родителей, которые нуждаются в дополнительных разъяснениях со стороны сурдопедагога и воспитателя. В ходе индивидуальной работы наконсультациях и в личных беседах – сурдопедагоги, воспитатели,учителя-дефектологи совместно с родителями могут анализировать причины недостатков в учебе и поведении школьников и намечать согласованные действия по их преодолению.

Во время педагогических консультаций они дают родителям практические ответы по преодолению индивидуальных проблем, возникающих у их детей. Проблемы эти могут быть связаны с трудностями общения, с негативным поведением, со сложными взаимоотношениями в классе. Такие консультации требуют от сурдопедагога чуткости и тактичности, профессиональной подготовки к решению этих встречающихся проблем.

Индивидуальные беседы с родителями проводятся для уточнения, разъяснения и корректировки совместных усилий школы и семьи по воспитанию у учащихся личностных качеств, привычек нравственного поведения, а также для сообщения родителям о достигнутых детьми успехах или о неудачах. Тон беседы должен бытьспокойным, доброжелательным, способствующим взаимопониманию и откровенному обсуждению проблем, требующих решения.

Привлечение родителей к разным формам сотрудничества с коррекционными учреждениями – важное направление взаимодействия специальных школ и семьи. Их участие во внеурочной работе учащихся придает ей разнообразие и повышает ее содержательность. Форма и степень такого участия определяются их интересами, индивидуальными склонностями, способностями, наличием свободного времени.

В практике работы специальных школ широко используется помощь родителей в организации внеурочных мероприятий, таких, как экскурсии на промышленные предприятия или в научные учреждения, факультативные занятия и кружки (моделирования, технического творчества и т.д.), беседы по различной тематике; а также в профориентационной работе.

В процессе подготовки и проведения различных форм внеурочной работы учителя и воспитатели консультируют родителей по вопросам их организации, помогают им в решении возникающих затруднений. Руководство школ и педагогические коллективы благодарны родителям за такое сотрудничество, поощряют их и делают их Помощь достоянием гласности не только в самой школе, но и по месту их работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: