Тема 4.3. Проблемы дифференцированного обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Процесс обучения в школе для слабослышащих. Система обучения слабослышащих учащихся языку

Характеристика процесса обучения слабослышащих учащихся.

Официальное признание психолого-педагогической типологии детей с недостатками слуха (Р.М.Боскис) имела решающее значение для научной разработки вопросов связанных с построением, содержанием, методами и средствами педагогического процесса в школе второго вида.

Важнейшим результатом психолого-педагогического изучения слабослышащих явилось положение о решающей роли специального обучения речи для выправления развития этих детей, полноценного овладения ими основами наук, включения в коллектив слышащих.

Разработанная Р.М.Боскис психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха стала научным фундаментом для формирования нового раздела сурдопедагогики – дидактики школы для слабослышащих. Было положено начало интенсивному преодолению односторонности в сурдопедагогики и сурдопсихологии, внимание которых ранее было направленно лишь на глухих детей. Отныне объектом их изучения стали и слабослышащие дети.

1950-1960 годы стали периодом становления дидактики школы для слабослышащих детей. Ядром её стало разработанная в НИИ дефектологии оригинальная система специального обучения этой категории учащихся русскому языку (Р.М.Боскис, К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев).

В 60-х годах были проведены и другие исследования, на основе которых разрабатывалось содержание, принципы и методы обучения основам наук (естествознанию, математике, географии), развитие слухового восприятия и трудовой подготовки. Р.М.Боскис с коллегами в НИИ дефектологии выдели новую область специальной педагогики – специальное обучение детей с частичным нарушением слуха.

Педагогический процесс в школе слабослышащих строиться на основе использования компенсаторных возможностей, которыми располагают учащиеся. Коррекционно - развивающая направленность педагогического процесса предполагает использование всех организационных форм и тесное взаимодействие учителей, воспитателей, родителей.

Школа для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем требованиям Государственного образовательного стандарта.

Содержание образования отражено в учебном плане, в котором первое и второе отделение имеют по два варианта.

Первое отделение первого варианта включает три ступени: 1-4 кл. (1 ступень), 5-10 кл. (2 ступень), 11-12 кл. (3 ступень). Вариант 2 имеет три ступени: 1-5 кл. (1 ступень), 6-10 кл. (2 ступень), 11-12 кл. (3 ступень). Учащиеся первого отделения получают полное среднее образование.

Учебные планы 2-го отделения имеют структуру: вариант 1 – подготовительный класс (1 ступень), 1-4 кл. (2 ступень), 5-10 кл. (3 ступень), 11-12 кл. (4 ступень); вариант 2 – подготовительный класс (1 ступень), 1-6 кл. (2 ступень), 7-12 кл. (3 ступень). Вариант 2 может быть рекомендован для слабослышащих учащихся с ЗПР.

Вспомогательные класс для слабослышащих детей с интеллектуальной недостаточностью организуются без ориентации на цензовый уровень образования.

Учащиеся 2-го отделения получают общее среднее образование и свидетельство об образовании. Вариативная структура образования, 2 варианта учебных планов и программ по каждому отделению, отличающихся продолжительностью обучения, разным уровнем общеобразовательной подготовки, позволяют педагогам делать выбор, соответствующий индивидуальным возможностям учащихся.

Специфичность построения образовательного процесса в школе для слабослышащих проявляется в том, что в нём совмещается решение двух групп задач, различных по характеру. С одной стороны, реализуются задачи пропедевтического характера (практическое владение языком, расширение и уточнение словаря, коррекция представлений, знаний об окружающем мире, развитие слухового восприятия, формирование наглядных и отвлечённых обобщений), что способствует развитию детей и готовит к сознательному овладению системой школьных ЗУН. С другой стороны, это учебный процесс в понимании, которая соответствует обучению вообще, т.е. целенаправленное обучению основам наук, умениям и навыкам, необходимым для жизни.

Развивающий, формирующий характер педагогического процесса является важным условием учебно-познавательной деятельности слабослышащего учащегося, а также средством развития его личности и формирования базовой культуры, овладение социальным опытом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: