Педагогическая характеристика системы обучения слабослышащих учащихся языку

Обучение языку в школе для слабослышащих предусматривает формирование у учащихся полноценного средства общения, орудие познания и мышления. Преодоление речевого недоразвития – необходимое условие для изучения языка, как специального предмета, и для успешного овладения основами наук, трудовой подготовки. Это же создаёт прочную базу для полноценного психического развития слабослышащих детей.

В ходе формирования речи и её коррекции предусматривается решение комплекса взаимосвязанных задач: развитие понимания детьми обращённой речи; формирование продуктивной устной речи и лексика – грамматической стороны устной речи; обучение диалогической и монологической речи, письменной речи; формирование словарного состава речи; грамматического строя речи; первоначальное ознакомление с системой языка.

Обучение слабослышащих детей языку предполагает всестороннее изучение их речи. Оно направленно на выявление типичных, индивидуальных особенностей речи слабослышащих учеников. Полученный материал фиксируется, анализируется, сравнивается с прошлыми результатами и наблюдениями. Сравнительный анализ показывает динамику речевого развития ребёнка, оценивает эффективность усилий педагога и определяет пути дальнейшей работы.

Обучение слабослышащих языку осуществляется в коммуникативной системе, которая обеспечивает усвоение языкав процессе его практического употребления в целях общения, приобретения знаний об окружающем мире.

Система специального обучения языку опирается на закономерности: поэтапность во владении языковым материалом и речевыми навыками, развитие речи в связи с разными видами деятельности, последовательность в усвоении функционально-стилистических типов речи, постепенный переход от наглядно-ситуативных к отвлечённо-контекстным формам общения, от понимания речи к её продуцированию. Отбор и систематизация речевого материала, создание наглядных ситуаций в ходе учебной, игровой и трудовой деятельности, последовательность введения в учебный процесс разных видов и форм речи обеспечивают компенсаторную основу специального процесса обучения языку.

В обучении слабослышащих детей языку каждая форма и вид речи выполняют специальную роль. Определение роли связанно с учётом лингвистических, психологических, дидактических особенностей речи (устной и письменной, диалогической и монологической, побудительной и описательно-повествовательной, ситуативной и контекстной и т.п.). Более доступной для слабослышащих на начальных этапах речевого развития является побудительная речь. Эта разновидность речи дидактически удобна для подведения учащихся к использованию ими повествовательной и описательной форм речи.

Выбор и сочетание разных форм и видов речи помогает педагогу изыскивать возможности для стимуляции речевой активности учащихся, развитие точного восприятия звукобуквенного состава слов, выявлять степень сформированности речевых умений и навыков, корригировать ошибки.

Содержание обучения языку отражено в программах и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. Программа по русскому языку школы для слабослышащих разработана с учётом своеобразия речевого развития учащихся. Программа включает разделы: обучение грамоте, чтение, развитие речи, формирование грамматического строя речи, грамматика и правописание, обучение произношению. Программный материал отобран и сгруппирован с учётом научно-обоснованных принципов, апробированных практикой обучения слабослышащих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: