Философия будущего

Критика религии

Человек как главный предмет философии

Ступени отрицания воли

Задача человека

· Сила человека — в его интеллекте. Интеллект находится на службе воли, и чем он сильнее, тем успешнее существо может бороться за выживание.

· Самое жизнеспособное из всех существ, человек, в наибольшей степени осознает тягостность своего существования.

· Истинное призвание человека состоит в отрицании воли. Человек — единственное существо, которое может пойти наперекор естественному ходу событий, перестать быть игрушкой мировой Воли и направить эту Волю против нее самой.

· Как высшая объективация свободной Воли, человек в состоянии разрывать цепи необходимости и являть свободу в мире, где ее существование кажется невозможным.

· Отказ от воли может принимать различные формы:

1) эстетическую (объективация Воли в произведениях искусства);

2) этическую (отрицание Воли через моральное поведение);

3) философскую (полное отрицание Воли к жизни; путь аскетизма и пессимизма).

Людвиг Фейербах (1804 – 1872)

· Немецкий философ, религиовед и антрополог, основатель «антропологического материализма».

· Основные философские сочинения:

o «Мысли о смерти и бессмертии» (1830);

o «История новой философии от Ф. Бэкона до Б. Спинозы» (1833);

o «Сущность христианства» (1841);

o «Основы философии будущего» (1843);

o «Сущность религии» (1845).

· Фейербах предлагает принципиально новый предмет и метод философии: «новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».

· Только общечеловеческий родовой опыт есть критерий истины. Только изучение такого опыта (антропология) есть подлинная наука.

· Чтобы достичь естественного понимания человека, следует прежде всего устранить психофизический дуализм в понимании человеческой природы и ввести действительное отношение: «бытие — субъект, мышление — предикат».

· Религия – это попытка человека познать свою природу. Человек есть начало, середина и конец религии.

· Обращаясь к Богу, человек обращается к самому себе, к своим идеям, к результату работы своей собственной человеческой фантазии.

· Религия исторична, она появляется не случайно, поэтому существуют различные формы религиозных верований. Причина этих различий — в условиях жизни людей.

· Религиозные верования закономерно сменяют друг друга и со временем уступят место «естественной религии человека», которая даст конкретное определение природы человека.

· Эту религию Фейербах называет философией будущего, или эвдемонизмом, — учением о счастье.

· Стремление к счастью лежит в основании всех поступков человека — человек эгоистично пытается получить то, что он считает для себя благом, и избежать того, что он считает для себя несчастьем.

· Но настоящая мораль исходит из потребности во всеобщем счастье. Всеобщая любовь — важнейшая составляющая человеческой природы и новой философии любви, философии Я и Ты.

Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855)

· Датский философ, протестантский теолог и писатель, предшественник философии экзистенциализма.

· Основные философские сочинения:

o «О понятии иронии» (1841);

o «Или – или» (1845);

o «Страх и трепет» (1843);

o «Философские крохи» (1844);

o «Стадии на жизненном пути» (1845);

o «Назидательные речи в различном духе» (1847);

o «Болезнь к смерти» (1849);

o «Введение в христианство» (1855).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: