Критика религии
Человек как главный предмет философии
Ступени отрицания воли
Задача человека
· Сила человека — в его интеллекте. Интеллект находится на службе воли, и чем он сильнее, тем успешнее существо может бороться за выживание.
· Самое жизнеспособное из всех существ, человек, в наибольшей степени осознает тягостность своего существования.
· Истинное призвание человека состоит в отрицании воли. Человек — единственное существо, которое может пойти наперекор естественному ходу событий, перестать быть игрушкой мировой Воли и направить эту Волю против нее самой.
· Как высшая объективация свободной Воли, человек в состоянии разрывать цепи необходимости и являть свободу в мире, где ее существование кажется невозможным.
· Отказ от воли может принимать различные формы:
1) эстетическую (объективация Воли в произведениях искусства);
2) этическую (отрицание Воли через моральное поведение);
3) философскую (полное отрицание Воли к жизни; путь аскетизма и пессимизма).
|
|
Людвиг Фейербах (1804 – 1872)
· Немецкий философ, религиовед и антрополог, основатель «антропологического материализма».
· Основные философские сочинения:
o «Мысли о смерти и бессмертии» (1830);
o «История новой философии от Ф. Бэкона до Б. Спинозы» (1833);
o «Сущность христианства» (1841);
o «Основы философии будущего» (1843);
o «Сущность религии» (1845).
· Фейербах предлагает принципиально новый предмет и метод философии: «новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».
· Только общечеловеческий родовой опыт есть критерий истины. Только изучение такого опыта (антропология) есть подлинная наука.
· Чтобы достичь естественного понимания человека, следует прежде всего устранить психофизический дуализм в понимании человеческой природы и ввести действительное отношение: «бытие — субъект, мышление — предикат».
· Религия – это попытка человека познать свою природу. Человек есть начало, середина и конец религии.
· Обращаясь к Богу, человек обращается к самому себе, к своим идеям, к результату работы своей собственной человеческой фантазии.
· Религия исторична, она появляется не случайно, поэтому существуют различные формы религиозных верований. Причина этих различий — в условиях жизни людей.
· Религиозные верования закономерно сменяют друг друга и со временем уступят место «естественной религии человека», которая даст конкретное определение природы человека.
|
|
· Эту религию Фейербах называет философией будущего, или эвдемонизмом, — учением о счастье.
· Стремление к счастью лежит в основании всех поступков человека — человек эгоистично пытается получить то, что он считает для себя благом, и избежать того, что он считает для себя несчастьем.
· Но настоящая мораль исходит из потребности во всеобщем счастье. Всеобщая любовь — важнейшая составляющая человеческой природы и новой философии любви, философии Я и Ты.
Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855)
· Датский философ, протестантский теолог и писатель, предшественник философии экзистенциализма.
· Основные философские сочинения:
o «О понятии иронии» (1841);
o «Или – или» (1845);
o «Страх и трепет» (1843);
o «Философские крохи» (1844);
o «Стадии на жизненном пути» (1845);
o «Назидательные речи в различном духе» (1847);
o «Болезнь к смерти» (1849);
o «Введение в христианство» (1855).