Критика политической экономии
Критика идеологии
· Конкретные виды трудовой деятельности относительно общечеловеческой практики выступают как исторически ограниченные и ущербные формы реализации человеческой сущности (религия, искусство, мораль) и получают название идеологии.
· Все формы разделенного труда как мнимо самостоятельные в качестве идеологии должны быть подвергнуты критике и уничтожены.
· Например, религия — это «превратное мировоззрение» и подлежит безоговорочному осуждению и отрицанию. Истинную сущность религии мы обнаруживаем вне ее, в мире, где человек подвергается угнетению и эксплуатации, мире, противоречивом в себе самом.
· В акте товарообмена Маркс усматривает целый комплекс внутренних противоречий:
o между этими двумя товарами,
o между потребительной стоимостью и меновой стоимостью каждого товара,
o между двумя видами труда — абстрактным трудом вообще и конкретным трудом, действующим в рамках разделения труда.
· Противоречия обмена утверждают себя в виде предметного посредника – капитала.
|
|
· С переходом к производительному капиталу, использующему рабочую силу наемных рабочих, определяющим для общественных производственных отношений становится противоречие между капиталом и трудом, продающимся и покупающимся как товар.
· Источником прибыли капиталиста и одновременно источником роста общественного капитала в целом и общественного богатства вообще является прибавочный труд, который присваивается капиталистом и лишь частично возмещается рабочему в виде зарплаты.
· Эксплуатация – это противоречие собственности и труда, при котором все количество стоимости, образующей капитал, оказывается созданным прибавочным трудом и тем самым обязано своим существованием труду рабочего.
· Для разрешения противоречия эксплуатации нельзя ограничиваться теоретическим анализом, необходимо выйти из самого процесса производства, что равносильно тому, чтобы выйти за рамки конкретной истории.
· Можно выделить два направления эволюции марксизма:
o реформистское (К. Каутский, Э. Бернштейн);
o революционное (К. Либкнехт, Р. Люксембург).
· В российском социалистическом движении разделение марксизма представлено Г. В. Плехановым, В. И. Ульяновым (Лениным) и Л. Д. Бронштейном (Троцким).
· Школы марксистской философии:
o Будапештская школа (Д. Лукач, А. Геллер),
o Белградская школа (Г. Петрович, М. Маркович, С. Стоянович),
o Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас).