Развитие марксизма

Критика политической экономии

Критика идеологии

· Конкретные виды трудовой деятельности относительно общечеловеческой практики выступают как исторически ограниченные и ущербные формы реализации человеческой сущности (религия, искусство, мораль) и получают название идеологии.

· Все формы разделенного труда как мнимо самостоятельные в качестве идеологии должны быть подвергнуты критике и уничтожены.

· Например, религия — это «превратное мировоззрение» и подлежит безоговорочному осуждению и отрицанию. Истинную сущность религии мы обнаруживаем вне ее, в мире, где человек подвергается угнетению и эксплуатации, мире, противоречивом в себе самом.

· В акте товарообмена Маркс усматривает целый комплекс внутренних противоречий:

o между этими двумя товарами,

o между потребительной стоимостью и меновой стоимостью каждого товара,

o между двумя видами труда — абстрактным трудом вообще и конкретным трудом, действующим в рамках разделения труда.

· Противоречия обмена утверждают себя в виде предметного посредника – капитала.

· С переходом к производительному капиталу, использующему рабочую силу наемных рабочих, определяющим для общественных производственных отношений становится противоречие между капиталом и трудом, продающимся и покупающимся как товар.

· Источником прибыли капиталиста и одновременно источником роста общественного капитала в целом и общественного богатства вообще является прибавочный труд, который присваивается капиталистом и лишь частично возмещается рабочему в виде зарплаты.

· Эксплуатация – это противоречие собственности и труда, при котором все количество стоимости, образующей капитал, оказывается созданным прибавочным трудом и тем самым обязано своим существованием труду рабочего.

· Для разрешения противоречия эксплуатации нельзя ограничиваться теоретическим анализом, необходимо выйти из самого процесса производства, что равносильно тому, чтобы выйти за рамки конкретной истории.

· Можно выделить два направления эволюции марксизма:

o реформистское (К. Каутский, Э. Бернштейн);

o революционное (К. Либкнехт, Р. Люксембург).

· В российском социалистическом движении разделение марксизма представлено Г. В. Плехановым, В. И. Ульяновым (Лениным) и Л. Д. Бронштейном (Троцким).

· Школы марксистской философии:

o Будапештская школа (Д. Лукач, А. Геллер),

o Белградская школа (Г. Петрович, М. Маркович, С. Стоянович),

o Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: